Бурятский советский оперный певец, актёр, театральный режиссёр, педагог, публицист, общественный деятель. Народный артист СССР — Лхасаран Линховоин

Бурятский советский оперный певец, актёр, театральный режиссёр, педагог, публицист, общественный деятель. Народный артист СССР — Лхасаран Линховоин

Он единственный в истории мировой оперы певец, получивший звание «Народный артист», будучи еще студентом консерватории. Чтобы послушать бурятского Шаляпина, зрители летели из Иркутска и Читы, Красноярска и Якутска. В оперном театре Улан-Удэ собиралась вся Сибирь. После смерти Линховоина такого успеха не повторял никто.

В некрологах о нем с гордостью признавали, что Линховоин останется «непревзойденным князем Кончаком всех времен и народов». На юбилейный конкурс его имени в Улан-Удэ съедутся лучшие оперные певцы России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

«Поют только в дацанах»

«Сказочное ледяное Забайкалье — стра­на, отделенная от мира тысячами километров. Сюда, кажется, никогда не дойдет евро­пейская цивилизация — Шекспир, Диккенс, Бальзак, Пушкин», — написал незадолго до Октябрьской революции английский географ Уильям Диккенс. Не пройдет и двух десятилетий, как в открывшемся национальном драматическом театре поставят и Шекспира, и Мольера. Через несколько лет в этом краю родится певец, который войдет в историю мировой оперы.

Рассказывая о своем детстве в маленьком селе Ага-Хангил, Линховин вспоминал, как любил слушать молитвы лам в дацане.

— Мой отец воюет. А поют сейчас только в дацанах, — отвечал маленький Лхасаран бабушке на вопрос, зачем он часами сидит в храме.

Но о певческой карьере Лхасаран и не думал, поступил в кооперативный техникум Улан-Удэ на бухгалтера. В свободное время пел в детском хоре Дворца пионеров. Пел всегда неопределенным тенором, пока однажды, не­ожиданно для самого себя, из горла не вырвал­ся рокочущий бас. Приятели смеялись, что Лхасарану надо парадами командовать. Руководи­тель детского хора из Дворца пионеров при­вела юношу в театр и попросила спеть любую песню. Когда ее воспитанник запел, в соседних классах прекратились репетиции, прохожие на улицах останавливались у открытых окон театра. Все поздравляли юношу с принятием во вспомогательный состав театра.

— Этот парень ревет, как медведь. Неуже­ли наш режиссер решил стать дрессировщи­ком? — ехидно заметила лишь одна артистка.

Через пять лет, в 1947 году, она, Вера Лыгденова, станет его женой. В том же году Линховоин представит искусство Советского Союза на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Праге. Через четыре года ему до­верят столь же почетную миссию на фестива­ле в Берлине.

В двадцать шесть лет Лхасаран Линховоин впервые поднялся на сцену Большого театра. Декада бурятского искусства в Мо­скве открыла для широкой публики нового певца. Московские зрители стоя скандиро­вали его имя. Вернувшись на учебу в Ленин­градскую консерваторию, Лхасаран получил правительственную телеграмму, в которой сообщалось, что ему присвоено звание на­родного артиста Бурят-Монгольской респу­блики. Для такого таланта были открыты двери в Большой театр. Но по окончании консерватории Линховоин вернулся в Буря­тию. На вопрос, почему не остался в Москве, неизменно отвечал: «Есть чувство сильнее честолюбия!».

«Вы всегда были только половецким кня­зем…»

Так написал ему в письме школьник из Агинска. Это бесхитростное детское призна­ние говорит больше, чем сенсационные от­зывы журналистов и театральных критиков о новом образе Кончака в исполнении Линховоина.

Неудивительно, что уже в первые годы работы в оперном театре Бурятии он спел ве­дущие партии практически всех опер.

Имя — Лхасаран Линховоин — выстраива­ло очереди у билетных касс, толпа охотников за автографами стала его постоянной спут­ницей. При этом певец никогда не увлекался подражанием, от этого каждая партия дава­лась ему очень трудно. «В день выступления,

  • вспоминает дочь певца, народная артистка России Дарима Линховоин, — отец уезжал в лес, за город. Старался ни с кем не встре­чаться, не общаться. Пытался превратиться в того, кем должен быть вечером на сцене».

«Больше всего он боится штампа. А поиск

  • это всегда нелегко», — говорил о Линховоине директор театра тех лет Дамдин Яхунаев.

Сам артист признавался, что к роли Бо­риса Годунова начинает готовиться за три дня до спектакля. А по окончании не может сразу прийти в себя, даже петь не в состоянии весь следующий день. Врач признавал у Линховоина после этого спектакля психофизическое истощение.

Несговорчивый и строптивый по духу, Линховоин отказался петь арию князя Кончака как штамп, выработанный другими пев­цами.

«Образ близок мне и глубоко понятен. Ведь я тоже родился в юрте. Росли мы с бра­тьями среди ягнят, они рождаются в февра­ле, их тоже надо растить в тепле. Четырех лет от роду я уже ездил на коне. В пять лет стал пастухом. Пасти помогал мне громадный ти­бетский волкодав Хотошо (сторож), нянька моя. Я и на нем ездил», — объяснял свою бли­зость к степному князю артист.

— Благодаря этой неуступчивости Кончак в исполнении Линховина до сих пор остается эталоном для всех певцов.

Поклонники считали, что певец — милли­онер. В годы застоя, когда Бурятия была за­крытым для иностранцев регионом, артист казался им звездой из другого мира. Певец объездил множество стран, ему рукоплеска­ли президенты государств и губернаторы штатов. В Нигерии, когда он стал петь рус­скую народную песню «Эй, ухнем», аудитория стала подпевать. На одном из выступлений Линховоина в Гане присутствовал президент Кваме Нкрума. Позже, приехав в Советский Союз, он привез певцу медаль своей страны.

И в каждой стране на пресс-конференци­ях журналисты выделяли этого рослого певца и обязательно спрашивали: «У вас в Бурятии все такие большие?»

  • Нет, — улыбался артист, — есть и побольше!

Сам Линховоин считал, что рост в сто восемьдесят шесть сантиметров сослужил ему недобрую службу, закрыв путь в кинемато­граф. Его уже пригласили на съемки фильма «Князь Игорь», но, когда режиссер увидел, какого гиганта привели ему на роль Кончака, то пришел в замешательство.

  • Войдите в мое положение — где я най­ду двухметрового князя Игоря? — извинялся перед певцом режиссер.
  • Ничего, — успокаивал Линховоин ре­жиссера, — у меня уже был подобный опыт на съемках фильма «Илья Муромец». Илья тоже оказался маловат…

 

Сиротинка белый верблюжонок

В памяти народа Линховоин остался не только как оперный певец. В архивах Гостелерадио до сих пор бережно хранится запись самой популярной песни кочевых народов
«Сиротинка белый верблюжонок». Эта пес­ня — плач о верблюжонке, потерявшем маму, — вызывает слезы даже у самых черствых лю­дей. Линховоин своим могучим басом пел ее так проникновенно, что плакали даже люди, не знающие бурятского языка.

Известен певец был и своими книгами, в которых делился впечатлениями от гастро­лей по зарубежным странам. Первая книга воспоминаний «По странам Африки» разо­шлась мгновенно.

Почти все последующие звезды бурят­ской оперы были воспитанниками Линховоина, он успевал и преподавать в музы­кальном училище. Когда ушел из жизни великий певец и учитель, люди, знакомые с ним только по его творчеству, плакали на улицах. Ученики по-новому осмыслили песню об одиноком белом верблюжонке. В 2002 году ушел из жизни его любимый ученик Ким Базарсадаев. Среди тех, кто приедет на конкурс имени Линховоина, немало учеников Базарсадаева. Преем­ственность традиций от учителя к ученику сохранилась.

В Линховоине природа щедро соединила многие дары — мощный голос, великолепную сценическую фактуру, артистизм, а ещё таланты режиссёра (поставил ряд опер), художника (эскизы своих гримов и костюмов рисовал сам), публициста (написал две книги и многочисленные статьи), драматурга (автор ряда пьес для драматического театра, а также либретто — оперных и балетных), музыкального организатора, педагога (с 1955 года преподавал в музыкальном училище Улан-Удэ, с 1966 года — профессор, воспитал многих талантливых певцов, постоянно помогал своими советами коллегам по театру).
И все эти грани его таланта, соединившись, породили то удивительное явление, которое называлось — Лхасаран Линховоин.

Более тридцати оперных партий спел Линховоин в Бурятском театре. Его голос прозвучал в 38 странах трех континентов — в Азии, Африке и Европе. И всегда с благодарностью, тепло вспоминал он своих наставников — Н. Владимирского, Н. Большакова, Г. Боссэ.

Председатель Бурятского отделения ВТО, член президиума Всесоюзного театрального общества.
Депутат Верховного Совета СССР 6-го созыва (1962—1966). Член КПСС с 1977 года.

Ушёл из жизни 10 июля 1980 года в Улан-Уде. Похоронен на мемориальном кладбище «Память».

Жена — певица, заслуженная артистка РСФСР Вера Лыгденова (1925-1990).
Дочь — народная артистка России Дарима Лхасарановна Линховоин.

В городе Улан-Удэ именем Л. Л. Линховоина названы улица и детская музыкальная школа № 1.
В селе Ага-Хангил музей носит имя Линховоина.
В поселке Агинское Забайкальского края с 1988 года проводится международный конкурс вокалистов имени народного артиста СССР Лхасарана Линховоина.
В поселке Могойтуй Забайкальского края имя Л. Л. Линховоина носит Могойтуйская детская школа искусств.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Сусанин («Иван Сусанин» М. И. Глинки)
Гремин («Евгений Онегин» П. Чайковского)
Борис Годунов («Борис Годунов» М. П. Мусоргского)
Мельник («Русалка» А. Даргомыжского)
Олоферн («Юдифь» А. Н. Серова)
Кочубей («Мазепа» П. Чайковского)
Иван Хованский («Хованщина» М. П. Мусоргского)
Кончак («Князь Игорь» А. П. Бородина)
Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно)
Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
Монтанелли («Овод» А. Э. Спадавеккиа)
Соколов («Судьба человека» И. И. Дзержинского)
Бумал-хан («Энхэ-Булат-батор» М. П. Фролова)
Василий («Цыремпил Ранжуров» Б. Б. Ямпилова)
Шоно («Грозные годы» Б. Б. Ямпилова)
Булган Табит («Побратимы» Д. Д. Аюшеева)
Лама («Будамшу» Б. Ямпилова)
Хан («Баир» П. М. Берлинского)
Булган Табит («Побратимы» Аюшеева)

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1979) — за исполнении партий Кончака, Бумал-хана и Ивана Хованского в оперных спектаклях «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Энхе-Булат батор» М. П. Фролова, «Хованщина» М. П. Мусоргского.
Государственная премия Бурятской АССР (1974).
Орден Трудового Красного Знамени и медали.
Диплом на конкурсе Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Праге (1947).
Диплом I степени на конкурсе Третьего Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Берлине (1951).

Книга «108 Гордость древней Аги», https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/sov/249907/bio/

 

 

Дата публикации: 12.06.2022
В новости