Бурятский лук — рекурсивный сложносоставной лук, в состав которого входит несколько слоев древесины (в основном, береза), склеенных при помощи животного клея. Является разновидностью монгольского лука. На луке имеются роговые накладки, расположенные на внутренней стороне и проклеенные на внешней стороне жилами. Длина монгольского лука в целом составляет 150 — 160 см. Стрелы для монгольского лука имели длину около 90-95 см.
Исконно присущие бурятам лук и стрела — одно из древнейших орудий производства и средств вооружения. Они были широко распространены в среде бурят до середины XVIII в., до этого времени они являлись единственным видом оружия дальнего боя.
Буряты различали два вида луков (номо и манза но-мо). Первая форма лука имела почти круглую кибить (деревянная основа) в центре, уплощающуюся к концам, в то время как вторая была плоской и широкой. Лук был очень упруг и дальнобоен. Возможно, форма луков связана с тем, что при их выделке учитывались климатические условия. Для умеренно жарких и холодных районов делались луки с узкими рогами, в состав которых входило много сухожилий; для районов с крайне жарким и крайне холодным климатом изготовляли луки, у которых деревянная основа преобладала над другими, и были широкие рога. Лук состоит из четырех слоев: из березового дерева, с внутренней стороны которого — рог или кость; поверх дерева с наружной стороны — сухожилия, а сверху них — береста. Три первых слоя придают луку силу (хусэн), обеспечивающую ему дальнобойность, береста защищает от сырости.
У бурятских луков пять основных секций, или частей, и четыре соединительные, или узловые, точки. Все они имеют различное функциональное назначение: в рукояти (барюул) и двух плечах (бурээс) заключена метательная сила лука. На двух концах с внутренней стороны имеются концевые накладки длиной 18 см. Кроме того, есть фронтальные концевые накладки (по размеру чуть меньше первых) с вырезом (хэршэлэ) для тетивы (хубшэ), под узлами тетивы на накладках располагаются кобылки (тэбхэ). Все составные части соединены в узловых точках, которые являются как бы сочленениями лука. Сухожилия, расположенныепопереклуковища, усиливаютэластичностьлука.
Важную функциональную нагрузку несут подставки для тетивы. Эта специфическая деталь азиатских луков выступает ограничителем инерционного движения плечей лука. Фиксируя их на уровне своей высоты, она не позволяет луку после стрельбы вывернуться в противоположную сторону и возвращает его в исходное положение. Аналогичную нагрузку имеют фронтальные концевые накладки, позволяя кибити колебаться в пределах заданного ими интервала.
Технологический процесс изготовления лука был довольно сложным, он требовал профессионального мастерства и длительного периода времени. Для изготовления лука буряты использовали просушенную березу, вываренную бересту, отваренные до размягчения коровьи рога, которые разрезали на плоские кусочки, выравнивали, иногда составляли мозаичную основу кибити из рога двух цветов, чередуя их. Для луков брали длинные сухожилия с позвоночниковой части животного, порой их снимали вместе с кожей (ремень, вырезанный из этой части, назывался сур (Нур)). Применение спинных сухожилий оленей, лосей, быков и других животных было обусловлено тем, что эти длинные, прочные эластичные волокна имели способность под влиянием внешнего воздействия вытягиваться и затем снова сокращаться, когда это воздействие прекращалось.
Важный технологический процесс — наклеивание сухожилий: во-первых, при наклеивании сухожилий нужно было рассчитать силу натяжения лука, во-вторых, наклеивание очередного слоя сухожилий происходило лишь после того, как высыхал предыдущий. Эта просушка длилась от четырех дней до недели. Когда вся наклейка заканчивалась, то толщина сухожилий достигала примерно толщины большого пальца. На изготовление лука уходило около 2 лет. Для придания луку дальнобойности, или так называемой рефлексийности, готовый лук помещали в специальную раму, где он находился в сухом помещении при комнатной температуре в течение года. Все части лука склеивали рыбьим клеем или клеем, приготовленным из кожи тощей коровы либо из обрезков кожи и рогов оленя. Такой клей хорошо крепил рог, кость, сухожилия, отличался большой устойчивостью к сырости, а также эластичностью, он крепко держал склеенные части в тех местах, где они должны были гнуться, растягиваться.
Для тетивы буряты использовали специальное сырье, что было обусловлено тем, что она, являясь важнейшей частью лука, должна была быть прочной и устойчивой к деформации — одинаково опасны и вытягивание тетивы, и ее сокращение. На тетиву годилась сыромять с позвоночниковой части кожи, как наиболее крепкая, но самой лучшей считалась кожа с живота тощей коровы. Сыромятный ремень очищали от жира, растягивали, скручивали, подготовленная таким образом тетива не вытягивалась и не давала усадки, сохраняя свою изначальную длину. Тетиву делали также из кишок тощей овцы, которые в сыром виде смазывали топленым маслом, затем ссучивали. Такая тетива была хороша для теплой погоды, но от сырости вытягивалась. Тетива из скрученной сырой конской шкуры, сохраняла упругость во время мороза.
Приведенные материалы дают возможность предполагать существование у бурят дифференциации тетивы по ее сезонному назначению. Тетива из конской шкуры была более приемлема зимой, а струнная — летом. Существует два приема закрепления бурятами тетивы на луке: в первом случае опорой для натягивания лука являются ступни вытянутых ног сидящего лучника; во втором — в положении «стоя» лук пропускают под левую ногу и правая служит опорой для натягивания лука. Способы закрепления тетивы несут в некоторой степени этноразличительную нагрузку, в специальной литературе вышеописанные способы определяются как присущие монголам.