Шатар и Хиашатар— бурятское и монгольское название национальных шахматных игр. Главное различие между ними — это размер доски и фигура («хиа»), при идентичности остальных правил игры. В республике Бурятия проводятся турниры по шатару.
История
Возник хиашатар примерно 500 лет назад. Согласно легенде, давным-давно жил хан, который был вынужден вести многочисленные войны. Это помогло ему понять, что для гарантии победы недостаточно только закалки и тренировки воинов. Поэтому он ввёл в свое войско особо доверенных лиц, отвечающих за безопасность. Это нововведение понравилось и другим властителям, и они переняли его. И вот однажды некий мудрец под влиянием этих новшеств преобразовал шатар, введя в него телохранителей — новые фигуры, отвечающие за безопасность короля.
Слово «шатар» происходит от «шатрандж» — названия арабских шахмат. И это не случайно, поскольку по наиболее вероятной версии монголы заимствовали шахматы у арабов через посредство персов.
Отличия от классических шахмат
- Пешка ходит только на одну клетку
- Слон ходит по диагонали на одну клетку через соседнюю (например, с поля e3 он может пойти только на четыре поля — c1, c5, g1, g5)
- Ферзь ходит по вертикали и горизонтали, но по диагонали ходит на одну ближайшую клетку.
Расстановка фигур
Наиболее часто встречающийся варианта, это когда начальная расстановка фигур совпадает с обычной. Однако поскольку обязательно делать первый ход ферзевыми пешками на 2 поля вперед — d2-d4 и d7-d5, то логичнее рассматривать возникающую после этого позицию как начальную расстановку. Ниже даны отличия от правил европейских, то есть международных шахмат.
Ходы
Рокировка отсутствует; ферзь ходит по вертикали и горизонтали как ладья, а по диагонали — только на соседнее поле (то есть как превращённая ладья в японских шахматах); пешка ходит всегда только на 1 поле вперёд (за исключением обязательного первого хода для ферзевой пешки) и превращается только в ферзя, бьёт пешка как в международных шахматах, то есть вперёд на соседнее поле по диагонали; конь не имеет права матовать. Иногда указывают, что взятие на проходе отсутствует, но это излишне, так как его просто не может быть — ведь ход пешкой на 2 поля отсутствует (за исключением начального хода ферзевыми пешками). Обязательность первого хода приводит к уменьшению разнообразия дебютов.
Различают следующие различные формы шаха: шак — дается ферзём, ладьёй или конём, тук — слоном, цод — пешкой. Матовать можно только шаком (то есть ферзём или ладьёй), или же непрерывной серией шахов, включающей, по крайней мере, один шак, причем если шак объявляется последним, то это не должен быть шах конём. Например, если даётся следующая серия шахов (последний шах — мат) — конём, пешкой и слоном, то это выигрыш. Если же мат ставится только слоном/слонами и/или пешкой/пешками, то это ничья — нёл. Если у одного игрока остается только один король («голый король»), то это также ничья — робадо.
Относительно пата есть следующие противоречивые сведения: пат («чжит») — ничья; попавший в пат проигрывает.
Иногда встречаются следующие отличия от вышеприведенных правил: мат конем допустим, но это некрасиво; игру можно начинать и королевскими пешками (они обязаны тогда ходить на 2 поля, а ферзевые пешки в этом случае ходят только на 1 поле); ферзь ставится справа от короля, это приводит к тому, что король стоит на одной вертикали не с королем противника, а с его ферзём, пешки при такой расстановке всегда ходят только на 1 поле; слон ходит по диагонали на 1-3 поля (это явно старое правило, сближающее слонов шатара и шатранджа).
Названия и изображения фигур
- Король — монг. ноён, «князь». Важный мужчина, сидящий на троне или в паланкине.
- Ферзь — монг. бэрс — мифическое животное вроде большой собаки. Может изображаться также в виде белого льва с зелёной гривой, барса или пантеры.
- Конь — монг. морь, «конь».
- Ладья — монг. тэрэг, «повозка, телега». Двухколёсная кибитка без лошади, с упирающимися в землю оглоблями. Встречаются комплекты, где ладья представлена колесом, драконом, легендарной птицей гаруда, павлиньим хвостом или веером, в современных комплектах — автомобилем или танком.
- Слон — монг. тэмээ, «верблюд». Кони и верблюды (слоны) могут различаться по половому признаку: на одном фланге — жеребцы и верблюды, на другом — кобылы и верблюдицы.
- Пешка — монг. хүү, «детёныш» ферзя, т.е. щенок. Также пешки могут иметь форму львят, тигрят, зайцев или птиц.
- Как правило, форма белых и чёрных (зелёных и красных, красных и чёрных) фигур одинакова. Часто окраску имеют не сами фигуры, а их цоколи.
Шагай
Зимний вид бурятской народной игры «шагай наадан» возрождается, сохранив все особенности и правила. Игры, которые устраивались на второй-третий день Сагаалгана (Новый год по лунному календарю) были не ради развлечения, они призывали благополучие, счастье, здоровье, плодородие и богатство.
Среди игр в дни Сагаалгана были очень популярны настольные игры: шахматы (шатар), шашки (даам). С детства всех бурятских детей родители обучали игре в шахматы. В каждой юрте играли в эту древнюю игру, пришедшую к нам из Индии сотни веков назад. Играли и мальчики, и девочки, и взрослые, и старики. Во времена Чингисхана властители устраивали многодневные игры в степи, которая была расчерчена на шахматные поля, а шахматные фигуры состояли из живых людей, слонов и коней. В них четко подчеркнут мотив борьбы. А борьба – ведущая идея начала, смены календарного цикла. Многие легенды монголоязычного мира указывают на связь игры в шахматы с богатством, мудростью, потому они очень ценят эту игру.
Самой популярной игрой был шагай наадан – символ жизни и плодородия. Одновременно это символ скотоводства, обозначающий «табан хушуун мал» — традиционные пять видов скота, которые имелись у бурят: хонин (овца), ямаан (коза), ухэр (корова), морин (лошадь), тэмээн (верблюд).
Шагай – это баранья лодыжка. Игра лодыжками была известна ещё в древней Месопотамии более 30 столетий назад. В игру из косточек бараньей лодыжки – «шагай» — играли не только дети, но и взрослые. Эти игры были разнообразны и требовали ловкости, быстроты, терпения – качеств, необходимых кочевнику. В каждом доме имелись эти косточки, хранились в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись. Косточки раскрашивались в разные цвета. Каждый гордился своей коллекцией и старался не отставать от других.
Шагай настолько разнообразна и захватывающа, что люди специально собирались вечерами и играли до поздней ночи. Косточки по своей форме имеют шесть характерных позиции, и каждая имеет своё название. В игре участвуют несколько человек. Перед началом заранее оговаривают условия игры и обязательно их соблюдают.
Варианты игры:
- Каждый игрок берет по пять косточек. Начинает тот, кто находится со стороны восхода солнца, он раскидывает свои шагай (косточки) по ровной поверхности. Считает косточки, выпавшие в позицию «хонин» (овца), и так по часовой стрелке продолжают остальные до тех пор, пока не определится игрок, у кого большее количество косточек, выпавших в эту позицию, побеждает.
- Победитель забирает в горсть у всех игроков косточки и равномерно раскидывает по ровной поверхности. Игрок щелчком пальцев сбивает две одинаковые позиции и при попадании забирает себе одну из косточек. И так продолжает играть до тех пор, пока не заберет все косточки, но при условии: игрок не должен задевать другие косточки, забирать только другой рукой. При нарушении одного из условий оставшиеся косточки передаются следующему. Игрок, у которого кончились косточки, выбывает из игры. Побеждает тот, у ого больше косточек.
- Сначала у вас пять шагай. Подбросив одну лодыжку, ты должен быстро подобрать с земли одну лодыжку, а затем поймать первую лодыжку. Следующий этап: бросаешь одну лодыжку, подбираешь две. И так до четырёх. Можно и так: подбрасываешь по одной и по одной подбираешь четыре раза, пока не соберешь все пять в руке.
- Имеется по 20 шагай у четверых ребят. Каждый игрок подкидывает с ладони 5 шагай и быстро – быстро подхватывает, сколько успеет. Успел схватить 3 – на кону остаётся 17. И так далее, пока ничего не останется. Значит, ты «съел» все свои шагай. Тогда ты идешь и «съедаешь» шагай у соседа, пока не кончится у него.
- Участники игры делят поровну все лодыжки. Прячут в кулак сколько-нибудь. Один из игроков угадывает, сколько лодыжек в кулаке. Угадал – забирай! Если ты проиграл все свои лодыжки, ты проиграл. А тот, кто собрал все лодыжки, молодец!
Как играть в «шагай»?
Няhалалга (щелканье). Игра проходит в два этапа. Начинает игру тот, у кого при жеребьевке (бросании костей) выпадает наибольшее количество бухэ (хонин – овца). Сначала игроки бросают на кон по одинаковому количеству костей так, чтобы они ложились не кучей, а вразброс. Играющие щелкают по косточке, направляя кости на одинаковые позиции, например, бухэ на бухэ, хонхо (ямаан – коза) на хонхо и т.д. Косточка не должна задевать другие косточки, кроме цели, косточка – цель, откатываясь от удара, также не должна задевать соседние косточки. При правильном попадании играющий берет одну косточку на выбор, ту, которую сбил, или ту, которой сбил. Игрок не должен забирать выигранную кость той рукой, которой щелкал. В противном случае это считается ошибкой. Если играющий промахнется, он передает ход другому игроку. Так продолжается до тех пор, пока на кону не останется три косточки. В этом случае начинается заключительный этап игры. Когда остаются три косточки, тот, кто в данный момент играет этими костями, собирает и бросает все три косточки. Если выпадают все три одинаковые косточки, то тот, кто успеет их взять первым, тот и забирает их себе. Если выпадает две одинаковые кости, то игрок щелкает одинаковые кости, как на первом этапе. Если ему удается сбить, то игра заканчивается. Если нет, то кости передаются следующему игроку по солнцу. Выиграет тот, у кого наибольшее количество косточек
Шагай шуурэлгэ. Каждый игрок подбрасывает четки – «шуурэгшэн» — вверх, и пока четки летят, игрок должен успеть отделить от общей кучи горстку косточек и успеть поймать четки одной рукой, не задевая четками стола, не прижимая их к груди. Подбросив четки вторично, игрок захватывает в горсть любое количество (по желанию) косточек, не задевая при этом другие кости, он должен успеть подхватить летящие четки этой же рукой. Считается ошибкой, если четки при падении задели грудь или стол, или были взяты на грудь или живот, или же из взятой горсти костей какая – либо выпадет, или при захвате будут задеты соседние косточки. Если захват осуществлен по этим правилам, то эти косточки считаются выигранными. Независимо от исхода попытки, ход передается следующему игроку. Игра идет до тех пор, пока не закончатся косточки на столе. В результате выигрывает тот, кто собрал наибольшее количество косточек.
hэер шаалган
Правила игры
Игра «Разбивание хребтовой кости», или hэер шаалган – это национальная забава, которая настолько популярна в Бурятии, что в ней принимают участие спортсмены любого возраста вне зависимости от пола.
Главное орудие на пути к победе — большая говяжья или верблюжья кость. Коммерческие кости (те, которые бьют за деньги) вымачивают в кефире, чтобы они были упругими. Но на соревнования нужны заранее сваренные и очищенные от мяса.
Участник состязаний обязательно должен быть облачен в национальную одежду, другие правила зависят от организаторов. Традиционно в hэер шаалган используют большие говяжьи или верблюжьи кости. Для соревнований их заранее отваривают и очищают от мяса. Каждый спортсмен привозит свои кости, которые складывает в общую кучу. Перед началом турнира их сортируют на пять уровней. Последние, самые крепкие, обычно остаются на финал.
С помощью жеребьевки определяется последовательность выступлений. Из общей кучи выбирают четыре кости, ставят на помост и вызывают участника. Тот, кто не сломал кости на первом круге, выбывает. Так происходит до тех пор, пока не останется один абсолютный чемпион.
Техника и мастерство
На соревнованиях за один день спортсмен может сломать 20-30 костей.
Самая главная задача для спортсмена – разбить ребром ладони кость напополам. К слову, порезы, синяки и ушибы – постоянные спутники «костоломов». Поэтому в этом деле важен не столько физический удар, сколько практика и отточенная техника.
А у каждого спортсмена она своя. По правилам рука должна быть открытой: без перчатки и не обмотанная каким-либо материалом. Решение же, какой рукой держать кость, а какой разбивать, остается за спортсменом.
В соревнованиях по разбиванию хребтовой кости могут участвовать спортсмены от 13 лет и выше. Отметим, что с каждым годом в Бурятии растет конкуренция и среди женщин-спортсменок. Но для них пока нет ограничений по возрасту.
Использованы интернет-ресурсы:
https://news.myseldon.com/ru/news/index/222732100
https://arigus.tv/news/item/139163/
http://selorodnoe.ru/projects/show/id3695158/
http://selorodnoe.ru/history/show/id3631410/