Осор Будаевич Будаев родился в селе Судунтуй Читинского уезда Забайкальской области в 1887 году. В возрасте одиннадцати лет поступил послушником в Агинский дацан – самый большой буддийский монастырь в дореволюционной России.
В 1904 году в возрасте 17 лет отправился пешком в Ургу (Улан-Батор) обучаться искусству живописи, где познакомился с работами тибетских художников, прибывшими вместе с Далай-ламой ХIII. В течение нескольких лет он работал в мастерской китайского мастера. Кроме живописи, Будаев в совершенстве овладел искусством резьбы по дереву и приобрел навыки в области оформления буддийской книги.
С 1910 по 1913 годы по приглашению Пандито Хамбо-ламы Агвана Доржиева художник принимал участие в работе по оформлению строящегося в Санкт-Петербурге буддийского храма, отделкой интерьеров которого руководил Николай Рерих. По эскизам Будаева были выполнены цветные витражи плафонов, обрамляющих световой проем центрального молитвенного зала, на которых представлены традиционные буддийские символы – «Восемь счастливых эмблем».
Колесо Сансары
В 1915 году Будаев был призван в армию, где служил до окончания войны. В 1930 году художник вместе с группой лам Агинского дацана вновь приехал в Ленинград для участия в ритуальном представлении мистерии Цам, и с тех пор проживал в общежитии при храме в Старой деревне вместе с другими монахами, учеными-востоковедами и Пандито Хамбо-ламой Агваном Доржиевым.
Осенью 1932 года начал свою работу в качестве художника-реставратора в только что открывшемся музее истории религии, где не только работал над восстановлением экспонатов, но и писал танки «Белая Тара» и «Губилха» и картины «Жизнь монастыря», «Освящение знамени» и «Пришествие Ойрот-хана» по заказу музея для оформления экспозиции, а также копировал предметы из других музейных собраний.
В конце января 1937 года буддийский храм в Ленинграде был закрыт, все проживающие в нем монахи, в том числе и Осор Будаев, были арестованы и в августе того же года расстреляны. В ответ на запрос родственников Будаева в 1989 году в справке Военной коллегии сообщалось, что дело по обвинению Будаева было пересмотрено и за отсутствием состава преступления прекращено в 1959 году.
В годы Великой Отечественной войны и ленинградской блокады все работы Осора Будаева, а также детали созданного им оформления первой экспозиции по буддизму были бережно сохранены сотрудниками музея истории религии. В настоящее время они являются неотъемлемым элементом открытой в 2010 году постоянной экспозиции «Религии Востока. Буддизм». Все они с полным правом могут быть причислены к коллекции Осора Будаева в музее истории религии, которая насчитывает более 150 предметов и включает в себя как его собственные оригинальные произведения, так и результаты активной собирательской работы в Бурятии и Забайкалье в 30-х годах ХХ века.