Боец невидимого фронта
В 1950-1960-е годы мало кто знал, что скромный агинский шофер Эрдым-Билик Сандиев знает шесть языков и еще в конце 1930-х, в годы наиболее острого противостояния Японии и СССР, неоднократно рискуя жизнью, пересекал строго охраняемую советско-маньчжурскую границу. Он осуществлял связь антияпонского подполья Внутренней Монголии с советскими разведывательными органами. Настоящее имя разведчика Дун-Бау. Родился он в 1907(8) году в Барге (Барга – историческое название региона на стыке границ России, Монголии и Китая, где живут различные представители монгольских народов), в небогатой даурской семье. Дун-Бау работал в г.Хайлар с группой Хас-Батора и выполнял задания советской разведки (Хас-Батор Тобол-Мао тоже уроженец Барги, считается основателем артиллерии Народно-революционной армии МНР.) Эрдым-Билик с 1931-34 гг. – учился в разведывательно-диверсионной школе, где готовили партизанские кадры для Китая и Внутренней Монголии, а затем с 1934 по 1938 гг. работал на металлургическом заводе Петровск-Забайкальска в Читинской области. В 1938 году в МНР по обвинению в шпионаже в пользу Японии арестовывают и расстреливают братьев Бочиро и Дугар-Бата, сообщение об этом попало в Читинский УИНКВД, и Дун-Бао был арестован на вокзале станции Петровский Завод и этапирован в Читу. О судьбе своих братьев он узнал на допросе.
В это время на монгольских степных просторах шла невидимая война с лазутчиками, которых японская разведка вербовала, обучала и забрасывала в прифронтовую полосу и монгольский тыл. Для ведения этой войны нужны были специальные подразделения, которые обладали опытом и знанием службы в условиях Монголии. ГРУ разыскало и освободило Дун-Бау из застенков НКВД. В этих условиях он оказался незаменим как переводчик (он владел бурятским, русским, монгольским, китайским, уйгурским, японским языками) и как разведчик, имеющий выход на зарубежную агентуру.
Вскоре Эрдым-Билик в составе оперативной группы Главного управления НКВД госбезопасности СССР активно участвует в боях на Халхин-Голе. Он был связным подпольной группы, собирал разведанные, фотографировал военные объекты японцев. Согласно послужному списку, в 1938-1942 гг. Эрдым-Билик Сандиев пятнадцать раз тайно, рискуя жизнью, переплывал приграничную Аргунь, доставляя важные сведения. В 1942 году из-за предательства группа Хас-Батора была провалена, руководитель ее арестован, а Дун-Бау едва ускользнул от японской контрразведки. В Барге до сих пор рассказывают легенды о храбром разведчике — о том, как на верном коне он перемахнул на глазах многотысячной праздничной толпы высокую железную ограду и ускакал от погони. Дун-Бау вынужден был уйти за кордон. Накануне он тайно попросил родственников привести его дочерей Маруши и Мани на реку. Дети беззаботно плескались в степной речушке, не зная, что из зарослей на противоположном берегу за ними наблюдает отец, прощаясь перед долгой разлукой.
После этого и появился в Аге шофер Эрдэм-Билик Сандиев: пригодились навыки, приобретенные в разведшколе. Дун-Бау – Эрдэм-Билик Сандиев — остался до конца жизни в Аге. После смерти в Барге первой жены женится на агинской бурятке Долгор, воспитали дочь Рыгжидму и сына Бараса.
Дочь Рыгжидма Ширабон проживает в Улан-Удэ, а дети Бараса в данное время — в с.Амитхаша Агинского района. После установления мира в Китае только в 1961 году он смог посетить родственников во Внутренней Монголии. Его старшая дочь Маруши с 14 лет работала у высокопоставленного японского военного и добывала нужные сведения, умерла в годы культурной революции. Младшая дочь Мани проживает вместе с мужем Алтан-Очиром – известным деятелем Китая и Внутренней Монголии – в г. Хухэ-Хото. Недавно в Улан-Баторе скончалась Субад (в 2006г.) — дочь Сэндэ-гуна (князя Циндэ) жена Бочиро, пережившая мужа на 60 лет.
Большая семья Э-Б. Сандиева живет на территории трех государств: России, Китая и МНР – в Улан-Удэ, Агинском, Москве, Наньтуне, Хухэ-Хото, Пекине, Улан-Баторе. Долгие годы разлук, вызванные большими историческими событиями, не разорвали кровнородственные связи его детей, внуков и других родственников. Они достойно прошли через все испытания, теряли и вновь находили друг друга через десятилетия, помня завет мужественного Дун-Бау – Эрдэм-Билика: «Встречайтесь на исходе лета, в день полнолуния. Если не будет возможности, то, глядя на полную луну, соединитесь взглядами и представьте, что вы вместе».
В послевоенное время Эрдым-Билик Сандиев проживал в с.Амитхаша и трудился шофером в Агинской МТС. 29 декабря 1970 года он скончался и был похоронен в п.Агинское. Спустя десятки лет дети, внуки и правнуки Дун-Бау приехали из КНР в с.Амитхаша, чтобы установить памятный обелиск на могиле отца.
За самоотверженный ратный труд, проявленное мужество и храбрость советский разведчик, воин-интернационалист Дун-Бау — Эрдым-Билик Сандиев — награжден орденом Красного Знамени, медалью «Халхин-Гол» и «За победу над Японией».
Земляки из Внутренней Монголии не забывают своего легендарного патриота и советского разведчика, о котором до сих пор рассказывают в Барге легенды.
Памятный обелиск, изготовленный по инициативе родственников в Китае в память о разведчике Дун-Бау, установлен в 2012 году. На нем выгравированы три «голубя Мира» – три брата: Бочиро, Дун-Бау и Дугар-Бат. И надпись: «Трое братьев сражались за мир!». Сверху выгравированы награды легендарного разведчика.