Бесконечная река жизни

Бесконечная река жизни

Алла (Альбина) Ойдоповна Цыбикова (1951г. — 1998г.) — бурятская художница, заслуженный художник Российской Федерации (1999), заслуженный художник Бурятии (1985). Сочетала в своём творчестве приёмы европейской живописной техники с национальными бурятскими, буддийскими мотивами, а также с театрально-декорационными элементами. Работала в станковой живописи, области монументального и декоративно-прикладного искусства.

Альбина Цыбикова родилась в 1951 году в селе Агинское Агинского Бурятского автономного округа Читинской области. Своё детство Алла Цыбикова описывала так: «…моё детство — это город, и ещё, правда, совсем раннее детство — воинские разъезды и село, где мой отец был военкомом. Но там для меня очень мало — не воспоминания, а ощущения: горячая мягкая пыль под босыми ногами, боязнь гусей и редких машин на дороге, колупание всей компанией серы из лиственничных брёвен — не знаю, есть ли такая забава и лакомство на западе…?»

В 1966 году закончила 8 классов школы №35 в Улан-Удэ, в 1970 году закончила Иркутское училище искусств (училась у Г. Е. Новиковой), в 1976 году — Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, отделение театрально-декорационной живописи (мастерская театральной живописи М. М. Курилко). С 1976 года жила в Улан-Удэ, работала в художественно-производственных мастерских при Союзе художников Бурятии.

Лауреат премии Ленинского комсомола Бурятии (1978), с 1979 года — член Союза художников России. Лауреат Премии Совета министров СССР в области строительства и архитектуры (1985). Заслуженный художник Бурятии (1985). Первая персональная выставка художницы состоялась в 1989 году в Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачёва. В 1994, 1996 годах выставки Аллы Цыбиковой проходили в США. Первая выставка художницы в Улан-Удэ состоялась в 1996 году. Также участвовала в многочисленных республиканских, всесоюзных и всероссийских выставках.

В 1999 году Алле Цыбиковой было присвоено звание Заслуженного художника Российской Федерации. Произведения находятся в Художественном музее им. Ц. С. Сампилова (Улан-Удэ), в Музее истории Бурятии (Улан-Удэ), в Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачёва, в Государственном музее народов Востока, в Читинском художественном музее, в частных коллекциях в России и за рубежом.

Алла Цыбикова о себе:

«Как я выбрала профессию? Как многие дети — кто-то с музыкальных кружков и школ, а потом училище и консерватория, так и я — сначала кружок рисования в Доме пионеров, потом училище художественное… Так что и я, вступив сначала на эту тропинку в Доме пионеров, до сих пор бреду по этой пыльной колее… Мои любимые художники? До сих пор неизменен Матисс… Странно, когда надо назвать своих любимых художников, что-то заклинивает и выясняется, что это не совсем простое дело»

Творческий путь

В 1975 году Алла Цыбикова становится участницей выставки в Праге (Пражская квадриеннале сценографии — учебный раздел), представив театральные эскизы к спектаклю по пьесе А. В. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». В 1975 году создает эскизы театральных декораций к спектаклю Нос (опера). Дипломной работой художницы были эскизы театральных декораций и костюмов к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь», они экспонировались на выставке «Молодость страны» (Москва, 1976). Вернувшись после окончания института в 1976 году в Улан-Удэ, иногда выполняла заказы на эскизы декораций и костюмов в театрах, за короткое время создала серию психологических портретов. Среди этих работ — «Портрет артиста балета Алексея Павленко» (1979), «Портрет с пером сороки» (1981), «Большой натюрморт» (1984), «Автопортрет с моделью у зимнего окна» (1984). Художница участвовала в многочисленных всероссийских, всесоюзных и республиканских выставках. При жизни состоялось 5 персональных выставок: в Иркутском художественном музее, в Бурятском Научном центре Улан-Удэ, три выставки в США. В феврале 1999 года состоялась посмертная персональная выставка в Бурятии.

Алла Цыбикова много работала в области монументально-декоративного искусства. Всем знакомы ее крупные и известные работы: занавес для театра «Ульгэр». Фреске «На земле Гэсэра» в Бурятском академическом театре драмы. Гобелен — триптих «Облачный край. Легенда. Первый снег» украшает читальный зал Центра чтения юношества имени Д. Батожабая, Республиканской детско-юношеской библиотеки, в национальной библиотеке гобелен «Игра на флейте». В национальном аэропорту гобелен из конского волоса «Водопад», есть комната, где стены расписаны художницей на тему детских сказок «Панорама сказок».

Увидев её картины, их невозможно забыть.  Они как говорят, цепляют душу, внутри поднимается комок невысказанных эмоций, возникает ощущение катарсиса. Невозможно отрицать, что существует неповторимый Цыбиковский стиль живописи. Алла Ойдоповна помимо профессиональной мастеровитости, обладала редкой для художника способностью тонко анализировать, собственное творчество.

Мастер Алла Цыбикова создала целую Вселенную, в которой, как в зеркале, отражается родной край. В её творчестве перекликаются западноевропейские и национальные бурятские мотивы. «После Аллы Цыбиковой бурятские художники стали обращаться к национальным темам переплетая реальное с ирреальным», -говорит Юрий Извеков, художник, друг Аллы Цыбиковой- её работы, возможно неосознанно, повлияли на современное поколение художников.

Творчество Аллы Цыбиковой стало символом удивительной радости и раздумья над человеческой жизнью, над самыми разными событиями, которые окружают человека.

Источники: интернет — ресурсы

Дата публикации: 12.08.2022
В новости