«Белая пища» в жизни бурят

«Белая пища» в жизни бурят

Буряты – народ уникальный. В современный стремительный век они стараются «удержать» наследие предков, где сохранение традиций начинается с самого обыденного – пищи. В дни праздника Белого месяца трапеза бурятской семьи, включает те же блюда, что и много лет назад.

Белая пища, начиная с колыбели, сопутствовала человеку в течение всей его жизни. У бурят, как и у всех кочевых народов, бытовала более десятка случаев ритуального использования молока. Молоко и все молочные продукты – самый почитаемый, самый сакральный продукт. С глубокой древности белое молоко ежедневно подносили духам в жилище и за его пределами; самого почетного гостя встречали белой пищей; при отправлении в дальнюю дорогу вслед брызгали молоком, чтобы путь его был широким и чистым; кропили молоком шерсть при валянии войлока; белой пищей угощали духов местности – обоо тахихада; после рождения ребенка, совершая обряд захоронения последа, брызгали в ритуальный костер масло; при возведении дома или новой юрты, при всех свадебных обрядах, на всех этапах встречи Нового года – Сагаалгана, проведении Сурхарбана – везде присутствует молоко как самый священный продукт. Символом гостеприимства считается сагаан эдеэн (белая пища) — гостям подается пиала с молоком или молочным продуктом, который нужно пригубить.

Встречать Белый месяц полагается с чистыми помыслами, поэтому на столе, в первую очередь, должна быть белая пища — сагаан эдеэн. Это молоко и кисломолочные продукты – аарса, ааруул, творог, сметана, брынза, арса и курунга, уураг (молозиво), шанаhан зоохэй (саламат). Священная белая пища бурятской кухни полезна для организма.

Ведь, действительно первой пищей, которую человек получает с момента своего рождения, является материнское молоко. Благодаря материнскому молоку младенцы в первые месяцы жизни нормально растут и развиваются, не потребляя ничего другого. Этот факт служит прекрасным доказательством того, что молоко является полноценным и незаменимым продуктом питания.

Ко всему, это именно та ценность, которую может своему малышу предоставить мама, ведь молочная пища, с самого момента появления на свет, сопровождает человека всю его дальнейшую жизнь.

Молоко и все продукты, произведенные из него, с древнейших времен свято чтятся бурятским населением и называются «белой пищей». Это – еда «чистая», культовая. Кстати, ей нельзя угощаться при помощи вилки, использовать можно только ложку. Существует стойкое убеждение, что при нарушении этого правила корова перестанет приносить молоко.

Так как в бурятском хозяйстве основным поставщиком молока является корова, употребляют и молоко овец, коз. Кобылье молоко шло на приготовление кумыса сэгээ или айрага. Кумыс не только вкусный, утоляющий жажду напиток, но, прежде всего, это ценный, богатый витаминами лечебный напиток.

Каждый народ имеет свои рецепт приготовления молочных блюд. В запасе бурятских женщин – великих мастериц – их было большое количество: тараг (простокваша), айруул (сушеный творог), урмэ (пенки), бислаг и хээгэ (разновидности сыра), зоохэй (сметана), сусэгы (сливки). Заготавливали на зиму масло (тоhон) которое получали из молока. Свежесдоенное молоко сливали в сосуд с закваской, а дня через два скисшее молоко – тараг пахтали в деревянных маслобойках (хурэнгэ булэхэ). После снятия масла оставался обезжиренный вкусный и питательный напиток – хурэнгэ – незаменимый в течение всего лета, во время полевых и сенокосных работ. Однако через 2-3 дня он становился кислым, тогда его сливали в большие бочки и выдерживали до тех пор, пока он не становился очень кислым – теперь из него гнали молочную водку. Аарса – продукт перегонки молочной водки. Аарса обладает согревающим свойством и ее старались, как можно больше, заготовить на зиму. Небольшое количество аарсы заливают водой, подсыпают в еще холодную воду немного муки и варят, помешивая на медленном огне. Некоторые предпочитают варить аарсу на мясном или костном бульоне с зернами или мукой.

У бурят есть древний обычай: на стол гостю прежде всего ставят что-либо молочное, будь то сметана, сливки, просто молоко. С него начинается любое угощение. И с давнего времени повелось, что первая плошка парного молока шла на угощение духам.

Суровые условия кочевой жизни бурятских племен требовали соответствующего питания, жирного и калорийного. И молоко стало вторым, (после мяса) по значимости продуктом бурятской кухни. Вообще, до массового появления в районе Байкала русского населения, буряты не имели большого количества ингредиентов для приготовления пищи. Приходилось готовить из ограниченного набора продуктов. И отношение к ним довольно бережное. Например, остатки, возникающие в процессе переработки молока, шли на изготовление новых блюд.

Каждый бурят с детства знает – на стол всегда выставляется что-то молочное. И если по русскому обычаю навстречу гостю выходят с хлебом-солью, то в бурятской семье вам обязательно подадут либо чай с молоком, либо кумыс, либо творог, либо саламат…

В канун Сагаалгана обязательно ставили подношение божествам, проводили обряд «бурхан дэлгээлгэ». Для этого перед божницей ставят тарелки, на которых должны присутствовать молочные продукты и сладости.

Священная белая пища бурятской кухни полезна для организма. Молоко и другие молочные продукты наполнены целым списком полезных витаминов, а также являются источниками минеральных солей, микро- и макроэлементов, очень важны для обмена веществ. Особенное отношение к «белой пищей» во многом объясняется символикой белого цвета, ассоциирующегося с целомудрием, честностью, красотой, достатком.

Источники: материал из сайта «ВизитБурятия.рф»

Дата публикации: 10.02.2022
В новости