В свое время в пади Карагытуй, что раскинулась в агинских степях неподалеку от железнодорожной станции Могойтуй, располагалась элитная отара овец Бальжимы Доржиевой. Именно здесь рождалась новая порода овец. История этой отары, трудности, которые преодолели чабаны, являются характерными в создании забайкальской тонкорунной.
Как же стало известно имя Бальжимы Доржиевой, обыкновенной бурятки агинской степи, внесшей немалую долю творческого труда в новое, неизведанное дело? —
В начале 1956 года в читинской гостинице встретились Базар Гармаевич Санжиев, председатель колхоза «Коммунизм» Могойтуйского района, и Петр Александрович Космачев, секретарь Калганского райкома партии, бывший в свое время секретарем Могойтуйского райкома КПСС. И раньше встречались они на совещаниях, партийных конференциях, пленумах. Но совсем непохожей на прежние была их встреча в этот раз. Они — председатель колхоза и секретарь райкома — приехали, чтобы отправиться в Москву на XX съезд Коммунистической партии Советского Союза.
У каждого из них — свой нелегкий жизненный путь и многими годами накопленный опыт. Разные это были люди. Но было у них и много общего, такого, что делает людей ближе, понятнее друг для друга. И когда выпадает свободная минута, да еще такая волнующая, как накануне отъезда в Москву, таким людям есть о чем поговорить, есть что вспомнить. И разговор их вовсе не такой формальный, как при тех встречах накоротке.
— А помнишь, Базар?..
Да, он помнит. Помнит тяжелые послевоенные годы, засуху, разъезды по колхозам в качестве инструктора райкома партии, ночевки в холодных юртах, жалобы животноводов, которым надо было многим помочь, а помочь он мог только теплым, сочувственным словом да ободряющей надеждой на лучшее будущее, которую и старался вселить в людей, жадно слушавших его простые, правдивые слова о послевоенной разрухе, трудностях восстановления, о том, что все дело в труде народа.
Он помнит и то, что, может быть, и не подразумевал Петр Александрович, задавая свой вопрос. Это и понятно. Мало ли приходилось секретарю райкома решать таких дел за свою долгую работу, о которых он успел забыть, но которые всегда помнит тот, кого это близко касалось.
…Было оно, это событие, много лет тому назад. В кабинете секретаря райкома сидели двое: Санжиев и Космачев. Петр Александрович начал издалека.
- Ты ведь ушурбаевский, Базар?
- Из Ушурбая.
- Красивое название. Что оно значит по- русски?
- Встреча. Когда-то, рассказывают старики, в нашей пади встречались древние витязи. Встречались и для жестоких битв, память о которых хранят серые могильные камни, и для веселых пиршеств. В честь этих встреч и назвали падь, а потом и наш улус.
- Вот и придется тебе, Базар, снова повстречаться со своими земляками.
Санжиев понял, что речь идет не об очередной командировке, о ней не стал бы так издалека начинать разговор секретарь райкома. Командировка — дело привычное: получил задание, нашел попутную оказию и поехал. Что-то другое придумал Петр Александрович.
- Ты и счетоводом, говорят, работал там, и заместителем председателя?
- Работал немного, до фронта.
- Ну вот видишь, и опыт есть, — скорее для себя, чем для Санжиева, заметил Космачев.
И, помолчав немного, секретарь райкома сказал с явным сожалением в голосе:
- Староват стал Гармаев.
Словно бы советуясь с Санжиевым, осторожно и в то же время легко подводил его Космачев к тому решению, которое сам он уже давно принял и против которого не возражали другие члены бюро.
— Староват. Честный, хороший, в прошлом неплохой председатель, но сейчас за многим не успевает, часто прибаливает. Помоложе и посмелее бы человека туда. Хотя и отстающим стал колхоз, но перспективы у него богатейшие. Да ты и сам знаешь, какая там интересная работа начата. Слыхал ведь?
- Как же, конечно, слышал.
- Вот и хорошо. Придется тебе заменить Гармаева.
Коммунист Санжиев согласился с предложением секретаря райкома. Людей он в колхозе знал, вырос там, а теперь приглядывался к племенной работе, о которой и в районе, и в области говорили, как о самом главном, что надо делать сейчас овцеводам Забайкалья.
И все-таки Санжиев не представлял себе всех трудностей, которые ему предстоят в борьбе против старого, веками воспитанного у бурят мнения о том, что самая лучшая в агинской степи овца — это овца бурятской породы. Пусть она дает мало шерсти, пусть шерсть эта груба, зато как хорошо выдерживает это неприхотливое животное сухие, жестокие морозы, как привычно оно к тебеневке, какое жизнестойкое дает потомство.
На первом же колхозном собрании Базар Санжиев и сторонники новой породы, как они потом сами говорили, «потерпели сокрушительное поражение».
Нет, плохо, оказывается, знал своих односельчан новый председатель.
— В этой базаровской затее видно начало, но не видно конца, — говорили на собрании всеми уважаемые старики.
И хотя «базаровской затеей» называли работу зоотехника Базара Цыбикова и чабанов-новаторов, Санжиев понимал, что критика направлена против него, целиком поддерживающего новое дело. Старикам и всем приверженцам старой бурятской овцы надо было повергнуть нового председателя. В нем они видели главную опасность, главного нарушителя вековых традиций.
- Что же это такое получается? Говорили, что мериносовая овца дает много шерсти, куда больше, чем наша, а ягнята родятся голые, с красными ушами, совсем без шерсти. Откуда же она потом у них возьмется?
- Не нужно нам голых ягнят, пусть кто- нибудь другой, ученый, за ними ходит.
- И хотя бы толк был от нашей работы. А то и биркуем, и взвешиваем, и каждую в отдельности стрижем, и записываем, а результатов никаких.
Так говорили, выходя к столу президиума, кричали прямо с места старые чабаны вроде Жаба Галсанова, Цыдена Мункуева, Ральдиевой.
А кто не знает Цыдена Мункуева? Все в степи говорят о нем, как о большом знатоке овец. Цыден — опытный животновод — уверенно сказал, что не выдержит потомство нежного мериноса климата суровой Аги, только деньги колхозные будут загублены. Да и какая шуба из мериносовой шкуры? Разве она может сравниться с той, что так ловко сидит на старом чабане? Хоть сутки, хоть двое будет он в степи на морозе, а холод до него не доберется. Скорее конь замерзнет, чем чабан. Эту добротную шубу дала ему старая, неприхотливая бурятская овца, та самая, которая кормила и одевала и дедов, и прадедов Цыдена.
- О человеке в степи надо думать, о его тепле и здоровье, — говорил Мункуев и, многозначительно улыбаясь, добавлял: — Партия нас этому учит, Советская власть.
- Но партия нас учит и другому, — с жаром возражали ему. — Она говорит, что колхозы должны быть богатыми, а колхозники зажиточными. А наше богатство — овцы. Чем их больше и чем они лучше, тем больше и доходы. И меринос будет в агинской степи, если дело повести хорошо. Зато какую он дает шерсть — тонкую, длинную, нежную. Шерсть будет от мериноса, а привычка к морозам, стойкость и выносливость, умение добывать копытом корм из-под снега — от нашей овцы, это будет новый, забайкальский меринос. Юг породнится с Севером. Как у Мичурина.
- Сравнили тоже яблоко с овцой.
- Принцип один. А когда опыт удастся, много будет шерсти, план перевыполним. Разве не старая-престарая кошма на твоей юрте, Цыден? А почему? Шерсти у государства мало. Много ли мы сдаем ее от наших древних овечек? Да и цена-то ей грош…
Но сколько ни пытался убедить своих односельчан Санжиев, сторонники удобной и теплой шубы взяли верх. Собрание почти единодушно решило: «Оставить на внутриколхозные нужды 500 овец бурятской породы». Так и сформулировали в постановлении: «на внутриколхозные нужды». Но если учесть, что в то время в колхозе не было даже пяти тысяч овец, то станет ясным, что эта формулировка давала жизнь старому, тормозила еще до войны начатую племенную работу.
«Почему же люди не поддержали нас? — думал Санжиев после собрания. — В чем наша слабость, а их сила?»
И когда вместе с коммунистами, которых было еще мало в колхозе, Санжиев внимательно, шаг за шагом проследил проведенную здесь племенную работу, то понял, что слабость одних и сила других проистекают из одного и того же источника: из ошибки, которую допустили, внедряя новое. До того доулучшали маточное поголовье, что у изнеженного потомства почти не осталось таких ценных качеств бурятской овцы, как стойкость к морозам, выносливость. Переразвитых маток продолжали скрещивать обычным порядком, и пошли такие ягнята, против которых закричат не только сторонники старого, но запротестует наука, сама жизнь.
- И если мы на опыте, — говорил Санжиев своим товарищам, — на практических примерах не докажем преимущества тонкорунного и полутонкорунного овцеводства, погибнет наше дело. Никаким выкладкам, никаким цифрам и подсчетам на бумаге колхозники не поверят.
Новый председатель настойчиво продвигал в жизнь идею создать опытную отару в колхозе для широкой племенной работы.
- С одной стороны, будет наша отара, — говорил Санжиев, -а с другой — те пятьсот голов. Тогда мы и посоревнуемся. Посмотрим, кто кого?
Вот тут-то и вспомнили о чабанке Бальжиме Доржиевой. Все сошлись на том, что никто, кроме нее, многоопытной и честной труженицы, не справится с большой и сложной задачей — преобразованием бурятской овцы в совершенно новую, высокопродуктивную.
Когда задумываешься над тем, благодаря чему же колхоз «Коммунизм» добился столь выдающихся успехов в племенной работе, то в первую очередь отдаешь должное выдержке и долготерпению председателя Базара Санжиева, зоотехника Базара Цыбикова, упорству простого и скромного чабана Бальжимы Доржиевой.
Полтысячи бурятских овец использовались, как и решено было собранием, только на «внутриколхозные нужды». Никогда еще ни за каким другим постановлением не следил так строго председатель колхоза, как за соблюдением этого. Кто-то попытался подпустить старых баранов в метисные отары, но это быстро обнаружили и непрошеных гостей употребили на «внутриколхозные нужды».
Зато отара Бальжимы Доржиевой стала своеобразным шерстевырабатывающим заводом. За десять лет настриг грубой шерсти в отаре возрос от одного килограмма двухсот граммов до четырех с половиной килограммов тонкого руна. Больше пяти тысяч ягнят вырастила почти без падежа за это время Бальжима Доржиева. И теперь уже никто в Ушурбае, да и не только в Ушурбае, не говорил о невозможности сохранить и вырастить тонкорунный молодняк. Десятилетний подвиг Доржиевой заставил замолчать даже самых отъявленных крикунов. Но в каких муках рождался этот опыт…
…Юрта Бальжимы Доржиевой. Издалека видна возвышающаяся над ней антенна. В этой юрте — передвижной Красный уголок. Здесь радиоприемник «Родина», «Боевой литок», газеты, книги. Дочь Бальжимы, комсомолка Цымжит, заботится об этом «культурном хозяйстве». Но это, конечно, не главная ее забота. Как и все животноводы, она участвует в приеме молодняка. Сегодня ожидается 17 голов приплода, завтра — 18, послезавтра — 15, а затем наступит небольшой перерыв.
Но не всегда получалось так, как задумано. Вот какой случай произошел в отаре Доржиевой. В те дни в голову Бальжимы запало сомнение. Никогда прежде не держала она ягнят в теплых помещениях. Правильно ли теперь поступает? Может быть, и правильно, ведь так велел зоотехник Цыбиков, да и сама Бальжима видит, что от тонкорунных овец родятся такие нежные ягнята, что их в пору бы затащить, как де-
тей, в собственную юрту, Да только разве затащишь туда сотню штук?
В это время приехали к Доржиевой заместитель председателя облисполкома Владимир Михайлович Жуковский и зоотехник Георгий Кириллович Бибиков. Они задали ей один очень простой вопрос: «Как же перенесут ягнята суровые забайкальские холода, если их так нежить?»
Подумайте, Бальжима, — сказал ей Жуковский, хорошенько подумайте.
И Бальжима думает. У нее лучшая в Агинском округе отара, и она, чабан, не имеет права ошибаться. Очень дорого обойдется колхозу любая ее ошибка. И не только колхозу, а и всему тому делу, которому она отдала столько лет своей жизни, — самые лучшие годы.
Все новые и новые доводы представителей области вспоминает чабан. Конечно, правы они, когда говорят, что у ягнят, находящихся в натопленном помещении, нет стимула для роста шерсти, им они не нужна. Зачем шерсть, когда и без нее тепло. И чабан Доржиева решает поступить так, как учит передовая сельскохозяйственная наука. Она выращивает ягнят, приспособленных к суровому климату Забайкалья.
С каждым годом увеличивалось число доржиевских отар. Некоторые чабаны перегнали новатора. Долсон Балданова, приняв от Доржиевой осенью переярок, настригла почти по пять килограммов шерсти с овцы. Теперь ушурбаевцы не сторонятся тонкорунных отар, не отмахиваются от них, не говорят: «Пусть за ними ходит кто-нибудь другой», а, наоборот, считают за честь получить осенью отборных овец.
Тем не менее очень многие проблемы продолжают волновать и передовых чабанов, и зоотехников, и председателя колхоза Санжиева. До каких пор вести улучшение породы? С какого момента надо развивать породу «в себе»? На эти вопросы упорно ищут и в напряженном труде находят ответы передовые овцеводы агинской степи. И не только агинской.
В 1957 году чабану Бальжиме Доржиевой вместе с группой других овцеводов, участвовавших в создании забайкальской тонкорунной породы овец, было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
из книги 108 Гордость древней Аги