Все мы в вечном, неоплатном долгу перед ними, и павшими в боях, и ушедшими из жизни уже после войны, и ныне здравствующими. Они заслуживают искреннюю любовь нынешнего и будущих поколений.
Данный документальный рассказ об одном из стойких, несгибаемых богатырей того времени, знатном партизане Жабоне Бадме Жаповиче, к горькому сожалению, ушедшему из жизни в конце 1996 года и не успевшему получить в свои натруженные руки высокую награду Родины.
…Не знали пограничные наряды западной границы СССР, уходившие в ночь с 21 на 22 июня 1941 года на охрану границы, что через несколько часов начнется война, которая назовется Великой Отечественной, и что им придется первыми принять на себя ее кровавые удары.
Ближе к рассвету наступающего воскресенья 22 июня сорок первого года по дозорам, по заставам, по пограничным селам и городам ударила вражеская артиллерия, заговорили пулеметы и минометы, пошли через границу танки и пехота. Летели в глубь страны волна за волной вражеские самолеты-бомбардировщики.
Старшина Бадма Жабон, проходивший службу в областном центре Южно-Казахстанской области — городе Чимкенте, узнает об этом, когда на плацу гарнизона будет по тревоге построен личный состав 250-й воздушно-десантной бригады, и командир произнесет ужасную информацию: фашистская Германия без объявления войны напала на СССР…
…Бадма Жапович Жабон родился в селе Алханай Дульдургинского района Агинского Бурятского автономного округа в 1919 году. Места вокруг удивительной красоты. Недалеко от села — таежный горный Алханай. Высота его вершин 1663 метра над уровнем моря. Есть горные ущелья, шумит водопад, единственный в этих местах. Бьют целебные источники. А за горным массивом поражают своим размахом древние приононские степи.
Здесь и рос Бадма. Подрос — пошел в школу — Учился у родителей, у земляков трудолюбию, доброте, любви к земле родной, верности и братству. Среди сверстников Бадма отличался не только быстротой мышления, но и крепкой фигурой: плечистый, рослый, сильный. Частенько в национальной борьбе, почитаемой в этих местах, укладывал соперника на лопатки.
В двадцать лет, в тридцать девятом году, проводили Бадму на действительную службу в Красную Армию. Молодого призывника увезли далеко от дома, в Среднюю Азию в город Чимкент. За два года службы в воздушно-десантной части он овладел парашютным мастерством и всем необходимым для воина-десантника. Вступил в партию. Получил через год звание старшины и сам стал учить молодежь. Уже и служба катилась к завершению. К первомайским праздникам отправил Бадма домой в Алханай письмо. Поздравляя родных с праздником, поделился радостью, что служба идет к завершению. И он думает осенью быть дома…
И вот известие о нападении фашистской Германии на СССР. Личный состав воздушно-десантной бригады был приведен в повышенную боевую готовность. Вскоре 250-я воздушно-десантная бригада перебрасывается на фронт. Но бить наступающих врагов в составе своей бригады Бадме долго не довелось. Уже в первых боях Жабон был ранен в ноги и оказался в полевом армейском госпитале в нескольких десятках километров от фронтовой линии. А дней через десять госпиталь оказался в тылу у немецких войск. Тут же принимается ранеными решение: кто может двигаться, брать имеющееся оружие и уходить в леса. Человек тридцать двинулись в тяжкий путь в надежде у Малоярославца пересечь линию фронта и выйти к своим. Бадма на костылях, превозмогая боль, ушел из госпиталя с этой группой.
Не сумев пройти через линию фронта, они несколько недель кружили по лесам и болотам в надежде где-то прорваться. Жили надеждой, оружие из рук не выпускали. Нескольких товарищей, умерших от ран, похоронили в лесных дебрях.
Бадма в этой группе не был старшим по званию. Да к тому же ходил с помощью костылей. Тем не менее, лидером этого маленького партизанского отрядика, как они назвали себя сами, был избран Жабон. Товарищи знали, что в десантной части старшина Жабон готовился, как и все десантники, для заброски в тыл врага в случае военных действий. Он приобрел навыки ходить по азимуту, в лесу по расположению сучьев на деревьях определять стороны света, уметь быстро развести костер, обезвредить или поставить мину, жить, если надо, в одиночку.
Жабону и его товарищам удалось узнать, что на юго-западе Орловской области, там, где образуется треугольник между Белоруссией, Украиной и РСФСР, существуют подпольный обком и несколько райкомов партии, под их руководством действуют первые организованные отряды партизан. Двинулись туда. Там и встретили партизан из отряда имени К.Е. Ворошилова, входившего в соединение Ковпака.
В наградном листе, подписанном в свое время окружным военным комиссаром В.К. Антоновым, председателем окружного совета ветеранов войны и труда Ч.Д. Дамдиновым и главой администрации Агинского Бурятского автономного округа Б.В. Аюшиевым, на основании достоверных источников о том периоде партизанской жизни Бадмы Жабона сказано так: «… отважно действовал в партизанском отряде им. Ворошилова № 1 под командованием Героя Советского Союза Г.Ф. Покровского из соединения С.А. Ковпака командиром расчета станкового пулемета «Максим» и здесь был награжден орденом «Знак
Почета». При выходе из окружения соединений С.А. Ковпака и А.Ф. Федорова в Клетнянском лесу Бадма Жабон с группой партизан остались для прикрытия их отхода, после чего оставшиеся в живых 18 партизан ушли в брянские леса и организовали партизанский отряд им. Спартака, где он командовал ротой…»
Партизанский отряд им. Спартака был организован в начале 1942 года и действовал вблизи города Новозыбкова до сентября 1943 года, пока в эти места не пришла с боями Красная Армия. Командиром отряда был опаленный войной Николай Сергеевич Орлов, а комиссаром — секретарь Новозыбковского райкома партии Георгий Иванович Гордиенко. Много боевых, героических свершений на счету отряда и лично командира 1-й роты Жабона Бадмы Жаповича.
Победе над врагом народ отдавал все и подчинял этому все, в том числе и в партизанском движении на оккупированной врагом территории. В Москве действовал Центральный штаб партизанского движения. Проводились партийные конференции партизан. На конференции в Орловской области Жабон присутствовал делегатом.
Газета «Правда» в августе 1942 года писала: «Танковый или пехотный полк фашистов — серьезная сила на поле сражения. Но танковый или пехотный полк, следующий по железной дороге к линии фронта на платформах или в вагонах, может быть уничтожен группой партизан в несколько человек. Задача партизан — уничтожать гадину, пока она не вылезла из эшелона, вместе с эшелоном…»
И Бадма Жабон следовал этим призывам, отдавая борьбе с врагом все физические и духовные силы, не жалея и своего здоровья.
Много интересного об отце может рассказать сын Бадмы Жаповича, врач Бато-Мунко Бадмаевич Бадмаев. Он до мельчайших подробностей осведомлен о жизни отца, его боевых подвигах, о его дружбе с друзьями-партизанами, сохранившейся до последних дней его жизни. Своим рассказом он будто проводит собеседников по тем местам, где некогда со славой прошел его отец.
— Через жизнь нашей семьи прошли все боевые события отцовской биографии, хранятся и письма с Брянщины, и рассказы о его поездке в Москву на Парад в честь 50-летия Победы, и в Новозыбков. Я все помню…
Факты, вошедшие во многие издания, — продолжал Бато-Мунко, — не фантазия их авторов. Они вписаны в историю рукой комиссара отряда Григория Ивановича Гордиенко, уважаемого в партизанском отряде человека, или отмечены в рапортах партизан. Ну а письма друзей и товарищей к отцу взяты у нас.
«…В апреле 1943 года захвачен обоз с продуктами. Уничтожены восемь гитлеровцев и предателей. Руководил операцией… командир первой роты Жабон».
«14 мая 1943 года группа партизан под руководством Жабона на участке железной дороги Новозыбков — Клинцы у разъезда Святец пустила под откос эшелон. Уничтожен один паровоз и разбиты четыре вагона с автомашинами и танками…».
«21 мая 1943 года группа партизан под руководством товарища Жабона на участке железной дороги Новозыбков — Клинцы, между разъездами Маюки — Святец пустила под откос эшелон. Уничтожен один паровоз и 15 платформ…».
«18 июня 1943 года группа партизан под руководством Жабона произвела смелый налет на станцию Вышков, разгромлена управа и уничтожены документы…».
«Группа партизан под руководством Жабона пустила под откос фашистский эшелон, следовавший на фронт со стороны Гомеля. Взорваны паровоз и 9 вагонов. Уничтожены платформы с танками…».
Эти и многие другие взорванные эшелоны с танками и техникой шли под Курск, где в июне — июле развернулось неслыханное по напряжению сражение. Выходит, Бадма Жабон и его товарищи не позволили части эшелонов дойти до цели. Выражаясь языком газеты «Правда», партизаны «уничтожали гадину, пока она не вылезла из эшелона, вместе с эшелоном».
В наградном листе на Бадму Жаповича Жабона сказано, что «он участвовал в свыше трехсот боевых операциях в Брянской, Сумской, Орловской и Курской областях… Лично пустил под откос 8 (восемь) вражеских эшелонов, подорвал 13 (тринадцать) автомашин, уничтожил 1 почтовый мотоцикл и 125 солдат и офицеров противника, освобождал угоняемую в плен молодежь…».
В конце сентября 1943 года, когда территория, где действовал партизанский отряд имени Спартака, была окончательно освобождена от ненавистных захватчиков, партизаны, подлежащие службе в Красной Армии, встали под ее боевые знамена. Надел свою прежнюю форму и старшина Жабон. Надел с гордостью, с радостью и с чистой совестью. Воевал в составе 3-го Белорусского фронта. Были у него и еще ранения, и награды, и печали — его старший брат Дугар погибнет в бою смертью героя…
Домой, в родное село Алханай, Бадма Жабой вернулся осенью 1945 года. Вернулся на радость всем. Вернулся туда, где у святынь Алханая еще до ухода на службу в армию он присягал на верность земле родной и своему народу. Этой клятве он был верен все годы и на всех партизанских тропах.
Это же подтверждает письмо, пришедшее в адрес Дульдургинского райкома партии из города Новозыбкова в 1966 году. В нем говорилось:
«…В вашем районе, в селе Алханай, проживает Бадма Жапович Жабон. Во время Великой Отечественной войны товарищ Жабон принимал активное участие в партизанском движении на оккупированной врагом территории. Командовал ротой в комсомольско-молодежном отряде имени Спартака, который действовал в Брянской области.
Товарищ Жабон в годы войны проявил себя как истинный патриот нашей Родины. Имеет серьезные заслуги. 7 ноября этого года в г. Новозыбкове Брянской области состоится открытие мемориального обелиска в честь партизан отряда имени Спартака. На обелиске среди имен партизан выгравировано и имя Б.Ж. Жабона.
Просим командировать Бадму Жаповича в г. Новозыбков для участия в торжествах по этому случаю.
По поручению комиссии:
Председатель Новозыбковского райисполкома Н.С. Орлов».
И встретились вновь, как братья, Николай Сергеевич Орлов, командир отряда имени Спартака, Георгий Иванович Гордиенко, комиссар отряда, и многие боевые друзья и товарищи. Побывали они в лесу на месте главной партизанской землянки, были приглашены во многие коллективы города. Жабон побывал в школе, которой было присвоено его имя. Из этой поездки он вернулся окрыленным, с благодарственным адресом:
«Товарищ Жабон Бадма Жапович!
Вам, славному сыну бурятского народа, Новозыбковский райком КПСС и райисполком Брянской области выносят свою сердечную признательность за активное участие в партизанском движении на Брянщине и в нашем Новозыбковском районе. О Ваших боевых подвигах в отряде им. Спартака, где Вы были командиром роты, хорошо помнят трудящиеся нашего района. Рота, которой Вы командовали, внесла большой вклад в дело разгрома немецко-фашистских оккупантов. Никогда не будет забыт Ваш личный подвиг…
Ваше участие в партизанском движении является символом крепкой дружбы народов нашей Родины в грозные и тяжелые годы Отечественной войны 1941-1945 гг. Желаем Вам, т. Жабон, крепкого здоровья, личного счастья и успехов в Вашей работе…
Новозыбковский райком КПСС и райисполком.
7 ноября 1966 г.»
Ничего не скажешь, заметный след оставил Бадма Жапович на земле, если этот след и через более полвека ясно виден. А высшие органы власти государства Российского правильно сделали, что хоть и через полстолетие со времен им свершенного признали его заслуги, присвоив ему звание Героя Российской Федерации, тем самым как бы поклонились ему и его светлой памяти, тем самым сделали честь и породившей его прекрасной степной Аге и ее замечательному народу.
Все послевоенные годы Бадма Жапович жил и работал в родном селе. Был хорошим, заботливым семьянином. С женой Цындымой вырастили троих сыновей. Бато-Мунко — врач, его братья Базар-Гуро и Баир — образованные строители. И нежным дедушкой был Бадма Жапович своим восьми внучкам и внукам. Старшая внучка — военный врач, а внук Булат служил в пограничных войсках старшим лейтенантом…
Работал Жабон бригадиром строителей, председателем колхоза, председателем исполкома Алханайского сельского Совета. Люди вспоминают Бадму Жаповича только добром. Он был отзывчив и сердечен, охотно приходил на помощь к землякам, встречался со школьниками. Рассказывая о войне, своих подвигов не выпячивал, рассказывал о ратных делах своих товарищей, от которых шли к нему письма с добрыми воспоминаниями до последних дней его жизни.
Как-то пришло к нему очередное письмо из Новозыбкова. Прочитал его Бадма Жапович и разволновался. Сын и говорит ему: «Хорошие товарищи у тебя были. Ты их помнишь и они тебя не забывают». Посмотрел отец на сына, подумал малость, а потом, положив руку ему на плечо, тихо произнес: «Партизанское товарищество, сын мой, это явление особенное. Кто испытал то лесное братство однажды, тот забыть его уже не сможет. Всю жизнь оно будет согревать душу своей неподкупной чистотой и какой-то праведностью».
Жизнь и свершения Бадмы Жаповича Жабона пробуждают в людях доброту и сердечность, желание следовать его примеру — любить землю родную, верно служить ей.
Хвала герою степной Аги! Хвала оставляющим добрый след на земле!
О его подвиге более подробно рассказано на ЮТУБ канале: https://www.youtube.com/watch?v=NIIOUJlrAyo
Бурятский «брянец.» Жизнь и подвиг партизана Жабона Бадмы Жаповича. Герой Российской Федерации.
Текст взят из книги «108 Гордость древней Аги»