Бабу-лама Владимир Лхамаевич Чимитдоржиев — доктор буддийской философии, дид хамбо-лама, основатель и первый ректор Агинской буддийской академии

Бабу-лама Владимир Лхамаевич Чимитдоржиев — доктор буддийской философии, дид хамбо-лама, основатель и первый ректор Агинской буддийской академии

Дата публикации: 22.03.2022


Вся трудовая и творческая жизнь Владимира Лхамаевича тесно связана с возрождением буддизма в Агинском округе, Бурятии и в целом России. Он родился 6 февраля 1956 года в селе Челутай Агинского района в семье рядового колхозника-тракториста Чимитдоржи Лхамаева и Бутид Тумаевой. Учился в Челутайской школе, а после окончания восьмого класса стал студентом Агинского педагогического училища имени Героя Советского Союза Базара Ринчино. По его окончании стал комсомольским работником, работал пионервожатым во Всесоюзном пионерском лагере «Орленок». Он всегда говорил, что годы работы в лагере стали для него хорошей школой.
В 1980 году в возрасте 24 лет стал хувараком Агинского дацана. Время тогда было непростое. На территории восточного Забайкалья функционировал только Агинский дацан с небольшим приходом.
Большой интерес к прошлой истории сородичей, культуре Востока определили жизненный путь юноши. Он быстро освоился в размеренной жизни дацана и стал настойчиво постигать азы буддийского учения. Учился у авторитетного ламы Агинского дацана Аюра Гомбоева. После четырех лет учебы в Агинском дацане Владимир Чимитдоржиев был рекомендован для продолжения обучения в буддийском университете имени Занабазара в столице Монголии – городе Улан-Баторе, где среди его однокурсников был нынешний Хамбо-лама Буддийской традиционной Сангхи России Дамба Аюшеев.
В 1988 году он возвращается в Агинский дацан ламой. Сначала он следил за порядком и хозяйственными делами, затем был выдвинут унзад-ламой. Именно с этого времени его стали называть Бабу-лама.
«Многому научился, а главное — тягу к знаниям перенял у своего багши Аюр ламбагай», — вспоминал он. Приступивший к самостоятельной проповеди и обретший свободу души и мыслей, унзад Бабу-лама в любое время суток оказывал помощь мирянам, поэтому в его домике в дацане всегда было многолюдно.
Несмотря на времена воинствующего атеизма, агинские буряты втайне продолжали почитать народные и буддийские обычаи, традиции и нравы бурятского народа. В этих непростых общественно-политических условиях Владимир Лхамаевич, работая ламой Агинского дацана, стал связующим звеном между религией и обществом.
Он с живейшим интересом следил за развитием общественных движений в регионе. В это время в Агинский округ прибывает Далай-лама XIV. Визит Его Святейшества для Бабу-ламы стал еще одним подтверждением, что он сделал правильный выбор.
Исходным пунктом наиболее содержательной и плодотворной полосы деятельности Владимира Лхамаевича является начало девяностых годов XX века. В это время начался распад Советского Союза. События в европейской части страны постепенно доходили до агинских сел. Люди были потрясены и озабочены происходящим. В этот период Владимир Лхамаевич сумел уловить и предвидеть, что впереди их ждет время перемен – возрождения буддийского учения. И потому можно будет готовить священнослужителей для дацанов, а главное, укреплять в массах основы буддийского учения.
Так он становится поборником идеи распространения буддизма не только в агинских степях, но и во всем Забайкалье. Трудолюбие, работоспособность и настойчивость позволили ему достичь поставленной цели. С 1992 по 2011 годы Бабу-лама энергично и настойчиво принимается за осуществление своих заветных идей.
За неполных десять лет он организовал высшее буддийское учебное заведение, создал медицинский колледж, стал автором учебника основ буддизма.


В 1990-х годах действующие ламы в Агинском дацане были почти все старшего поколения, а молодежь не хотела идти в хувараки. Чтобы кардинально переломить ситуацию, Бабу-лама в 1993 году при Агинском дацане решает открыть школу тибетской медицины. В эти годы мы с Бабу-ламой и Тимуром Цыденовым заочно учились в Московском институте экономики, политики и права. По просьбе Бабу-ламы мне пришлось готовить проект устава данной школы. Активное содействие в официальном открытии школы оказала заведующая окроно заслуженный учитель школ РСФСР Цыбегмит Намсараева.
Летом 1994 года по приглашению Далай-ламы XIV для согласования открытия института тибетской медицины при Агинском дацане в резиденцию Далай-ламы, в город Дхармасал, выехала официальная делегация в составе председателя Агинской Бурятской окружной Думы Владимира Рабданова, заместителя главы администрации Агинского округа Станислава Жапова и директора Школы тибетской медицины Владимира Чимитдоржиева. В итоге был подписан документ, подтверждающий, что данная школа является филиалом института тибетской медицины г.Дхармасала. В 1998 году Агинский филиал получил статус Агинского Бурятского буддийского института, а в 2003 году институт был реорганизован в Духовное профессиональное образовательное учреждение «Агинская Буддийская академия».
В откровенных разговорах о перспективах развития буддизма в Агинском округе Бабу-лама мечтал и доказывал возможности реализации идеи об интеграции восточной и европейской медицины, буддийской школы и светского образования. Основным подтверждением этой идеи является открытие по инициативе Владимира Лхамаевича филиала Читинского медицинского колледжа в 2003 году на базе Агинской буддийской академии.
В настоящее время ГАОУ СПО «Агинский медицинский колледж» является молодым, динамично развивающимся учебным заведением, обладающим современной материальной базой, квалифицированными медицинскими кадрами.
Постановлением Законодательного собрания Забайкальского края от 27 июня 2012 года государственному автономному учреждению «Агинский медицинский колледж» присвоено имя В.Л.Чимитдоржиева (Бабу-ламы).
Благодаря его энергичным действиям в связи с решением правительства России изучать основы религии в школах преподавателями Агинской буддийской академии и ламами Агинского дацана был подготовлен учебник «Основы буддийской культуры».
Благодаря настояниям Бабу-ламы было увеличено количество хувараков в Агинской буддийской академии и студентов в медицинском колледже.
В 2009-2010 годах он принимал активное участие в государственном экспериментальном проекте «Основы религиозных культур и светской этики», проводил при Агинской буддийской академии в течение последних пятнадцати лет в п.Агинское научно-практические конференции и симпозиумы. Отрадно, что конференции привлекли внимание многих специалистов, и в них приняли участие представители различных научных и учебных заведений, как российских, так и зарубежных. Владимир Лхамаевич являлся действительным членом Агинского отдела Забайкальского отделения Русского географического общества и часто выступал перед слушателями по вопросам экологии и охраны окружающей среды. Он принимал активное участие в создании «Энциклопедии Забайкалья» и «Энциклопедии Агинского округа».
В своих многочисленных поездках по агинским селам и российским городам он следовал принципу: «Работать среди народа и для народа». В годы учебы в МИЭПП в свободное от учебы время посещал отраслевые министерства образования и культуры, решал вопросы буддийской академии.
Встречался с депутатом Государственной Думы И.Д. Кобзоном, сенатором Б.Т. Жамбалнимбуевым и многими другими известными людьми. Бывали мы вместе у профессоров Н.Л. Жуковской, А.С. Железнякова, А.Д. Цендиной, тибетских лам, проживающих в г. Москве. Именно благодаря упорству, имеющему глубокие корни в его жизни и работе, В.Л.Чимитдоржиев достиг таких результатов.
В повседневной жизни он был очень общительным, обаятельным человеком. Многие его коллеги, люди, которые его знали, подчеркивают мудрость и непоколебимую веру Бабу-ламы в людей. Он сам искал и находил соратников. Приведем некоторые примеры, которые в достаточной степени характеризуют Бабу-ламу как личность и общественного деятеля. Б.Б.Жамсуев говорит о нем всегда очень тепло. Он подчеркивал, что Бабу-лама является связующим звеном между Администрацией Агинского округа и агинским духовенством. Вот мнение директора Агинского медицинского колледжа Эржены Бадмаевой, которая работала с ним с 2007 года: «Работать с Владимиром Лхамаевичем было очень легко. Он являлся автором многих проектов, ставил перед коллективом большие задачи. Поднимал ответственность кадров».


Я остановился лишь на некоторых аспектах обширной деятельности В.Л.Чимитдоржиева. Владимир Лхамаевич был полон творческих замыслов, планов, работал не только в области тибетологии. Принимал активное участие в деле возрождения буддизма, национальной культуры бурятского народа, им поднимались вопросы восстановления народных обычаев, традиций, праздников и родного бурятского языка. Добрый по натуре, терпеливый, отличавшийся удивительной скромностью, Владимир Лхамаевич, без сомнения, пользовался огромной любовью и уважением у коллег, учеников и лам. Его требовательность по отношению к молодым студентам-ламам сочеталась с искренней доброжелательностью, постоянной готовностью помочь и поддержать.
В заключение хочется назвать его награды. Владимир Лхамаевич Чимитдоржиев (Бабу-лама) – заслуженный работник образования Агинского Бурятского автономного округа, награжден почетными грамотами Буддийской традиционной Сангхи России. Он был депутатом Думы городского округа «Поселок Агинское». Его педагогическая и общественная деятельность отмечена орденом «Дружбы народов», медалью «За заслуги перед Читинской областью». Но главная награда — общественное признание, уважение населения Агинского округа и любовь учеников.
У него много друзей и единомышленников, хорошая семья. Его дочь и двое сыновей являются достойными людьми. Владимир Лхамаевич ушел в зените своей популярности, в расцвете творческих сил. Для увековечения памяти о Бабу-ламе воздвигнут субарган на территории храмового комплекса Агинского дацана возле здания Агинской буддийской академии.

материал из интернета

В новости