АД И РАЙ В БУДДИЗМЕ

АД И РАЙ В БУДДИЗМЕ

Понятия ада и рая в буддизме в корне отличается от европейского представления. Прежде всего, в буддизме классифицируются шесть лок (миров, реальностей, измерений). Это шесть путей, шесть возможностей перерождения в сансаре. Каждый мир характеризуется неким психологическим состоянием.
— Мир дэвов (богов) — дэва-лока. Определяющие эмоции — рассеяность.
— Мир асуров — асура-лока. Иногда мир асуров соединяют в мир богов. Асуры проявляют гнев, гордость, хвастовство.
— Мир людей — манака-лока. Состояние: желания, страсть, ревность.
— Мир животных — тирьяка-лока. Состояние: глупость, тупость, неведение.
— Мир претов.— прета-лока. Преты по буддийской классификации — это голодные духи, которые бродят по свету, не зная покоя. Состояние: жадность, алчность.
— Мир нараков— нарка-лока. Проще говоря, ад. Нарака — это существо, за негативную карму заслужившее наказание, адское существо. Эмоции: гнев, ненависть.
Определение понятий, тонкости толкования в буддизме разносторонние не только в силу расхождения в учении школ и веток, но и осложняются тем, что являясь одной из трех фундаментальных религий, по мнению некоторых ученых, буддизм ни что иное, как одно ответвление индуизма. Но в отношении понятий ада и рая все сходятся в одном, эти миры не постоянное местонахождение, а результат оценки кармы каждого существа, то есть ступень.

НАРАКА-ЛОКА
Есть мнение, что Нарака-лока находится под континентом Джамбудвипа (санскр. островной материк с деревом Джамбу (дерево с розовыми яблоками). Согласно буддийской космологии, это один из четырех материков в мировом океане. В широком смысле — это земной шар.

По некоторым представлениям плато адской пирамиды находится столица царства Яма (бог смерти и справедливости) — Ямапура, где определяется участь души. В свитах пишут, что Яма одет в красные одежды, на голове у него корона, у него синяя кожа и горящие глаза. Он верхом на буйволе, в руках у него веревочная петля, которой он удерживает душу, после того, как она покинет тело. В другой руке у него смертоносный посох данда (монашеский посох). Другие утверждают, что не существует того, кто оценивает карму.

Отрабатывая негативную карму, нараки испытывают ужаснейшие страдания, которые усугубляются еще одним — невозможностью медитировать, то есть постигать просветление.
Адские подземелья имеют форму глубокой усеченной пирамиды из восьми уровней. На каждом уровне центральную часть занимает горячий ад, все остальное место занимает холодный ад. Этими слоями структура ада не ограничивается, существуют дополнительные и даже временные круги

Восемь холодных адов, как понятно из названия — это царства холода, где существа, лишенные одежды и в полном одиночестве, бредут среди ледяных гор, где их настигают холод, метель, ветер. Чем ниже ступень ада, тем холоднее, тем больше страдает тело. На последнем круге от холода растрескиваются даже внутренности. Длятся страдания столько, сколько бы потребовалось на опустошение бочки с кунжутом, если брать по одному зерну раз в сто лет. Каждый следующая ступень — это время страданий в двадцать раз больше.

В восьми горячих ступенях ада царит раскаленное железо; разрушающие от жары горы и земля, перемалывающие существ в пыль. Слуги Яма не дают существам покоя, они колют, режут и снова возрождают страдающих. Самый последний ад, авичи-нарака, называют непрекращающийся ад, время страданий до конца кальпы Вселенной (единица времени в буддизме равная 4, 32 млрд. лет). Там находятся те, на ком одни из пяти самых тяжких грехов: преднамеренное убийство матери, отца или архата (человека, полностью достигшего просветления), пролили кровь Будды и посеяли смуту в буддийском сообществе.

В широком смысле список грехов до крайности велик. Как и другие религии буддизм осуждает воровство, измены, прелюбодеяния, убийство, гордыня, чревоугодие, алкоголизм, зависть, потакание своим и чужим порокам и прочее. Во главу сурово наказуемых пороков ставиться неподобающие чувства, от непочитания до убийства, к родителям, главам общин, богам, вышестоящим. Наказывается бессмысленная охота и вырубка лесов; презрительное отношение к гостям; продажа детей и жен, принуждение последних к проституции. А так же королей и чиновников, бросивших свою страну или наказывающих невинных с применением телесных наказаний; гончаров, рыбаков, пастухов, создателей копий и стрел. Магия вне шаманских обрядов или во вред так же запрещена. Один из самых глубоких кругов ада приготовлен для учеников общин, которые отлынивали и спали днем.

ДЭВА-ЛОКА.
Чтобы не было так печально, дальше пойдет рассказ о противоположности аду — рае.
Дэвы — это существа, которые заслужили рай благодаря хорошей карме. Они обитают в высших сферах, проживая жизнь похожую на человеческую, только более содержательную по количеству удовольствий. У дэва-лока так же существовала своя классификация, несколько разновидностей небес. Какие-то находились близко к миру людей и их обитатели даже принимали участие в жизни последних. Другие находились так далеко, что не имели ни материального тела, ни местонахождения.

Согласно буддийской космологии дэва-лока делится на шесть миров:
— Небеса Четырех великих правителей (санск. сaturmaharajika) или Четырех небесных царей.
— Небеса «Тридцати трех богов» (санскр. траястримша).
— Небеса Ямы (букв. небеса Вершащих).
— Небеса Тушита (санскр. небеса радости).
— Небеса Нирманарати (букв. наслаждающийся собственными магическими творениями).
— Небеса Паранирмитавасавартин (санскр. занимающиеся исполнением прихотей других посредством творения).

В Махаяне (после раскола буддизма в I в.н.э., Махаяна,, наряду Тхеравадой — основные направления в религии) упоминается «Сукхавати» (санскр. Обитель блаженства). Это «Чистая земля» Будды Амитабхи. Попасть в этот рай — высшая цель адептов школы.

— рассказывают про рай «Абхирати» (санскр. радостная земля). Мифический счастливый край согласно учению Махаяны. Он находится на востоке, им правит Будда Акшобхья. (один из пяти будд мудрости). В этом мире растут жасмины и пальмы, поются песни, которым нет равных в земной мире. Там нет болезней и зла, царит изобилие еды и напитков.

— небеса «Тушита» (санскр. небеса радости). Обитатели этого мира живут в облакообразном пространстве, расположенном над горой Меру. В мире Тушита перевоплощаются многие бодхисаттвы, у которых все же сохранились мирские желания. На этих небесах они так же следуют учению Будд. Уникальность этих небес в том, что туда не могут переродиться те, кто был равнодушен к страданиям других существ. Так же известно, что Тушита — небеса Будды Майтрейи.

— так же, по мнению буддистов определенных школ, существует Шамбала. Изначально, в «Махабхарате» (древнеиндийский эпический литературный труд, в котором, кстати находится полное описание Нараки, приводящий мысль, что люди не являются окончательным злом или добром, что иногда надо постичь худшее, чтобы понять лучшее. Так же говорится о терпимости и принятии недостатков других людей.), в одном из его пророчеств, это место упоминалось как деревня Сабхала. В дальнейшем текст был заимствован и Сабхала превратилось в Шамбалу, став чудесной страной, где правит король Сучандра. Это мифическая страна находится в Тибете и упоминается в древних текстах. Елена Рерих, жена Николая Рериха, называла Шамбалу «твердыней великого знания и света, существующей с незапамятных времен»

— а так же говорится про рай «Падмасамбхава» (санскр. рожденный из падмы (лотоса), Это рай назван по имени индийского учителя буддийской тантры восьмого века, создавшего собственный рай.

При всем при этом, главная цель буддиста — вырваться из колеса сансары, а значит перестать существовать во всех шести реальностях.

Дата публикации: 24.05.2021
В новости