«ЕГО ГОЛОС — ВЕЧНОСТИ ЧУДО»

«ЕГО ГОЛОС — ВЕЧНОСТИ ЧУДО»

26 сентября 2022 года исполняется 75 лет народному артисту Бурятии, Заслу­женному артисту России Болоту Бороеву со дня его рождения. Без этого имени трудно представить себе Бурятский госу­дарственный академический театр оперы и балета, бурятскую музыкальную культуру. Ведущий солист театра, Б. Бороев был непременным участником всех ответственных концертов, Дней культуры Бурятии, творческих отчетов театра и Союза композиторов Бурятии в столичных городах и республиках России, в странах ближнего и дальнего зарубежья, концертов, проводимых Министерством культуры, СТД, Музыкальным обществом, Госконцертом. Ему аплодировали меломаны Японии и Китая, Франции и ФРГ, Голландии и Бельгии, Австрии и Турции, Испании и Канады, творческие портреты помещали газеты Монголии, Калмыкии и Якутии. Его успехи были отмечены критиками Москвы и Ленинграда, Киева и Алма-Аты, Владивостока и Хабаровска, Орджоникидзе и Оренбурга, Свердловска и Перми. Везде, где бы не выступал певец, что бы им не исполнялось — центральная или эпизодическая роль, классические арии или на­родные песни — в памяти слушателей навсег­да оставались красота его голоса и огромное артистическое обаяние.

Путь Б. Бороева в музыку не был про­стым. Паренек из Агинска учился в Читин­ском сельскохозяйственном техникуме, Львовском высшем военно-политическом училище, на историческом факультете БГПИ, был матросом Северного тралового флота. Лишь в 25 лет пришел он в Улан-Удэнское музыкальное училище в класс В.Б. Елбаева, сразу угадавшего возможности и перспекти­вы Болота. Надежды оправдались: в год окон­чания училища Болот становится лауреатом Всероссийского конкурса и поступает в Мо­сковскую консерваторию. Самые теплые вос­поминания связывает Болот с профессором А.И. Батуриным, в классе которого ему по­счастливилось учиться.

После окончания консерватории в 1982 году Б. Бороева зачисляют в труппу Бурятско­го академического театра оперы и балета, сра­зу же поручают партии Водемона в «Иоланте» П.Чайковского и Пинкертона в «Чио-Чио-Сан» Д.Пуччини. Успешное их освоение отмечено назначением на сложнейшую партию Альфреда в «Травиате» Дж. Верди, которая стала одной из лучших работ певца. В его репертуаре — целая галерея образов мировой оперной классики: Герцог в «Риголетто» Дж. Верди, граф Альмави­ва в «Севильском цирюльнике» Д. Россини, Дю­рена в «Заза» и Арлекина в «Паяцах» Р. Леонка­валло, граф Лермо в «Доне Карлосе» Д. Верди.

В русских операх Б. Бороев поет Влади­мира («Князь Игорь» А. Бородина), Стреш­нева («Хованщина» М.Мусоргского), а в операх «Евгений Онегин» П. Чайковского и «Борис Годунов» М. Мусоргского им подготовлены даже по три партии: Ленского, Трике, Запевалы и Самозванца, Юроди­вого, Ближнего боярина. Органике певца близка оперетта, поэтому стали несомнен­ной удачей партии Андрейки («Свадьба в Малиновке» А. Александрова), Принца («Синяя борода» Ж. Оффенбаха), Баринкая («Цыганский барон» И. Штрауса). Отмечались критикой успехи Б. Бороева и в национальных спектаклях: партиях Скази­теля в опере «Энхэ-Булат-Батор» М. Фролова, Мингийяна в первой калмыцкой опере-ба­лете «Джангар». Пел Б. Бороев также партии Баира («Чудесный клад») и Даши («Сильнее смерти») Б. Ямпилова.

Современная оперная музыка была пред­ставлена в творчестве певца партиями Ники­ты Муравьева «Души прекрасные порывы» П. Бажова, Вали Крючевского «Вера, Победа Любовь» А. Двоскина, кулака Луки «Ночь умирает с рассветом» В. Усовича. Б. Бороев обладал всем комплексом ка­честв, необходимых для певца-актера. Силь­ный голос приятного тембра (лирический тенор) и широкого диапазона, яркие сцени­ческие данные, безусловный драматический дар. Певцу была свойственна открытая эмо­циональность, в образах своих героев он под­черкивал острые, драматические краски.

Концертный репертуар Б. Бороева был огромен. Это арии из русских и зарубежных опер, в том числе редко звучащих: В. Моцар­та, Р. Чилеа, Ф. Эркеля; романсы Ф. Шубер­та, Ф. Листа, Э. Грига, М. Глинки, А. Дарго­мыжского, П. Чайковского, С. Рахманинова, Г. Свиридова. Большое место в его реперту­аре занимала бурятская музыка — романсы и песни Б. Ямпилова, Ч. Павлова, А. Андреева, Б. Цырендашиева, Ю. Ирдынеева, С. Манжигеева. Часто звучали в исполнении певца пес­ни Л. Лядовой и Т. Хренникова, С. Туликова и А. Пахмутовой, А. Ширяева, М. Блантера, 3. Афанасьева, Т. Чудовой, В. Агафонникова, наших читинских и красноярских «соседей» — А. Аверьянова, Н. Волкова, Н. Меремкулова. Но с особой любовью певец исполнял народ­ные песни — бурятские, русские, монгольские, украинские, итальянские, которые он пел на языке оригинала, искренно и самозабвенно. Очевидно, именно любовь к народным песням, равно как и несомненное певческое дарование, принесли Б. Бороеву успех на вы­соких музыкальных форумах: он стал лауре­атом Всероссийского конкурса исполнителей советской песни (Якутск), II Всероссийского конкурса исполнителей народной песни (Ле­нинград). Б. Бороеву посчастливилось выступать с такими прославленными коллективами, как Малый симфонический оркестр СССР, эстрад­но-симфонический оркестр Центрального ра­дио и телевидения, оркестр народных инстру­ментов ЦРТ, ОРНИ Московской филармонии. В Бурятии певец часто выступал с оркестром бурятских народных инструментов ВГТРК, муниципальным концертным духовым орке­стром, ансамблем «Сибирский сувенир», учеб­ными оркестрами русских и бурятских народ­ных инструментов ВСГАКИ. Плодотворным было многолетнее сотрудничество певца с симфоническим оркестром Бурятской филар­монии, ансамблем преподавателей и джазо­вым оркестром института культуры. Активная творческая деятельность певца, его талант и профессиональное мастерство были отмечены присвоением почетных зва­ний: Заслуженного артиста Бурятии в 1984 г., народного артиста Бурятии в 1987 г., Заслу­женного артиста России в 1990 г.

Из книги «Гордость Древней Аги», У-У., 2005 г.

Дата публикации: 25.09.2022
В новости