Однажды наткнулся на старый фильм о буддизме, снятый Эстонскими кинодокументалистами. Просмотрел, затем скачал. Фильм начала 1980-х годов. Снимали уже на цифровую видеокамеру с VHS-ным качеством. В то время это было круто. Фильм был молчаливый, в меру натянутый. Эстонцы – народ немногословный, необычно было смотреть длинные, почти немые кадры. А в кадрах были наши старые ламы из Агинского дацана. Без труда узнал Жанчиб ламу, который в кадре проводил в одиночестве ежедневный молебен Сахюусан. После разрушения храмов в 1930-х годах заново такие молебны были возрождены с 1946 года по «милости» всемогущего Сталина.
Жанчиб лама гуа… я его помню. Он даже приходился нам кумом – моя старшая сестра замужем за его племянником. И вот с мужем сестры, буряты именуют его «хуряахай», и он, кстати, мой единственный кровный хуряахай, помню, приезжали в дацан и заходили к нему, к Жанчиб лама гуа. Это был живой, энергичный дедушка. Обычно он сидел за маленьким столиком, где перед ним, видимо, всегда лежала открытая буддийская книга. Запомнилось, как он искренне выражал удивление.
— Баир ерээ гуш? Яажа ябана гээшэбши (Баир пришел? По какому поводу)..? – удивительно искренне он задавал вопрос.
При этом его брови приподнимались и в его выражении лица, где-то в глубине, угадывались нотки еле заметной иронии. Таким он мне и запомнился. И вот этот фильм… он сидит, читает молебен, звенит колокольчик, глухо стучит барабан.
Где-то лежит у меня полный вариант этого эстонского фильма. Нужно найти и просмотреть заново.