Сэрэнжаб Балдано — бурятский резчик по дереву

Сэрэнжаб Балдано — бурятский резчик по дереву

С. Балдано родился в улусе Хойто-Ага. Трое его братьев погибли на фронтах Великой Отечественной войны. Учился Балдано в Хойто-Аге, Урдо-Аге и Агинском. Высшее образо­вание получил в Москве.

С малых лет он тянулся к искусству, но получил другую специальность и занимался резьбой по дереву лишь в сво­бодное время. Это не помешало ему стать известным масте­ром-резчиком по дереву. Его талант был признан и просты­ми людьми, и высокой критикой. Его персональные выставки проходили во многих залах музеев, в том числе персональная выставка в залах Союза художников СССР, которая была ор­ганизована Союзом художников СССР и Казахской ССР.

При открытии этой самой представительной выставки секретарь правления Союза художников СССР К.И. Рожде­ственский, член правления Союза художников Казахской ССР Г. Исмаилов и другие именитые художники и скульпторы тепло отозвались о творче­стве С. Балдано.

Портреты современников, образы наци­онального героического эпоса, маски, стелы, декоративные вазы, посуда, мебель, серви­зы, трости, подсвечники, курительные труб­ки — всего около 200 работ из дерева — были выставлены на суд критиков, художников, скульпторов, исследователей и любителей ис­кусства.

Выставка получила единодушное одобре­ние и высокую оценку специалистов. Газеты Москвы и союзных республик поместили в своих номерах отличные отзывы о выставке.

«Правда» опубликовала статью Г. Аниси­мова «Когда дерево оживает…». Народный артист России С. Юрский в статье «Поэзия пластики» («Известия») признается, что он стал поклонником творчества С. Балдано еще в 1969 году во время гастролей ленинградско­го Большого драматического театра в Алма- Ате. Он пишет: «Открытие выставки работ С. Балдано… заставило меня проделать путь из Ленинграда в Москву». Далее он пишет: «Мы смотрели, удивлялись, восхищались, хо­тели прикоснуться к его работам…»

Народный художник РСФСР Л. Кербель в статье «Эпос живет» («Советская культу­ра» № 64 от 7 июня 1977 года) так отозвал­ся о творчестве мастера: «Пример выставки С. Балдано показывает, как много у нас ху­дожников. И как широко ныне шагает наше многонациональное искусство».

Знакомство с богатейшими традициями народного искусства, любовь к пластике за­ставили его изучать древние шедевры Буря­тии, Казахстана, Монголии, Тибета, Индии и других стран. Это привело к тому, что к тридцати годам он стал искусствоведом, за­щитил диссертацию и еще более упорно стал заниматься скульптурой, декоративным ис­кусством.

Резьба по дереву – это традиционный вид бурятского народного творчества. Буряты испокон веков обрабатывали дерево, что было связано с кочевым образом жизни: домашнюю утварь, игрушки для детей, декоративные элементы для дома – практически каждый бурят умел все это сделать из дерева, тем и славились. Например, оронгойские мастера – резчики по дереву – строили и украшали не только буддийские дацаны, но и православные церкви».

Крутой поворот в творчестве С. Балда­но произошел благодаря стараниям народ­ного художника СССР, лауреата Ленинской премии, признанного мастера деревянной скульптуры С.Т. Коненкова.

Сергей Тимофеевич внимательно и де­тально ознакомился с работами С. Балдано и сказал: «Я восхищен вашими фигурками и масками, продолжайте искать. Бросьте все остальное — только режьте!»

Ободренный признанием С.Т. Коненкова, Балдано целиком и полностью посвятил себя художественной резьбе по дереву и достиг высокого мастерства, проявив незаурядные способности и талант.

Книга «Гордость древней Аги 108»

 

Дата публикации: 09.11.2021
В новости