Национальный костюм бурят формировался в течение многих лет и на его внешний образ оказали существенное влияние особенности природно — климатических, ландшафтных условий, мифорелигиозное мировоззрение, хозяйственно-культурная деятельность, а также контакты с Монголией, Китаем, Россией. Одежда выполняла множество функций: практическую, маркера социального статуса, апотропейную, эстетическую, этнодифференцирующую и другие. Особенностью традиционной одежды является ее удобство, практичность,целесообразность, а также простота в изготовлении. Для изготовления одежды использовали, в зависимости от сезона года, социального статуса и культурных связей, мех, шерсть, кожу, шелк, парчу, бархат, сукно, хлопчатобумажную ткань.
Вместе с тем, комплекс одежды бурят XIX — начала ХХ вв. свидетельствует о неоднородности всей культуры в границах одного этноса, которые отражены в силуэте, крое, материале, структуре, способах шитья, украшениях. Исторически буряты разделяются на две этнические группы в соответствии с их территориальным расселением. В научной литературе при их описании пользуются общими географическими понятиями — западные (предбайкальские), восточные (забайкальские).
Народная одежда отличалась большим разнообразием и самобытностью, в основе которых лежат древние мифопоэтические воззрения об устройстве Вселенной. Так, основой национальных костюмов бурят Забайкалья являются восточноазиатские представления о культе Неба. Поэтому самыми распространенными цветами костюмов здесь являются глубокий синий с красными, белыми, черными (варианты желтый, зеленый) отделками. Мужской костюм состоял из рубахи (самса), штанов и распашного халата (дэгэл – зимой, тэрлиг — летом). Основным элементом декора была трехцветная вставка на грудной части халата и пояс.
Девушки забайкальского региона летом носили на голове легкие даруулга, иногда надевая на нее островерхую шапочку. У бурят племени сартул девушки надевали большой гарусный платок, прикрепленный особым способом к высокой даруулга. Женская одежда восточных буряток также состояла из рубахи, штанов и отрезанным по линии талии или чуть ниже дэгэлом. Бытовали два вида безрукавок: повседневная, коротка уужа и длиннополая, распашная с разрезом сзади до талии. Головные уборы бурят Забайкалья в своей основе были едины для мужчин, женщин и детей и отражали территориальную и родовую принадлежность. Существовали следующие типы головных уборов: юдэн-старинный одношовный убор характерный для агинских, закаменских и джидинских бурят и хасабшатай малгай – наиболее распространенный традиционный головной убор с высокой тульей , наушниками и завязкой. Девушки забайкальского региона летом носили на голове даруулга, иногда надевая на нее островерхую шапочку. У бурят племени сартул девушки надевали большой гарусный платок, прикрепленный особым способом к высокой даруулга. Костюмный комлекс западных бурят отражает южно-, западноазиатские представления о культе Солнца. Это подчеркнуто цветовым фоном одежды и различных оттенков дымленного меха, овчины, камусов, наличием постоянно повторяющегося круга: украшения, круглые бляхи и монеты, которые отправлялись в золото или серебро, иногда монеты перемежались с коралловыми бусами, орнитоморфный и растительный мотивы орнаментов. Традиционная мужская одежда бурят Предбайкалья – халат без плечевого шва с глубоким запахом, неотрезанной по талии, с длинными, расширяющимися к низу полами и круглым воротником. Обязательной принадлежностью мужского халата были пояса, разнообразные по материалу техники изготовления и размерам. Непременными атрибутами традиционного мужского костюма были нож в ножнах и огнива. Если в мужском костюме конструкция оставалась одинаковой для всех возрастов, то в женском все возрастные периоды четко выделялись кроем, конструкцией, прической. Из всех групп бурят платья встречаются только у предбайкальских. Выделялись три типа платьев. К первому типу относятся халадай – это просторное платье на кокетке без плечевого шва. Длина кокетки спереди была чуть короче чем сзади. У боханских бурят линия кокетки была полукруглая и спереди и на спине. Манжеты, воротник и плечевая кокетка изготовлялись из другого материалы. Плечевая кокетка часто вышивалась шелком. На платье нашивали накладные карманы. Рукава прямые не широкие. Иногда рукава делали составными: в верхней части широкий окат стягивался «фонарик», к которому пришивалась более узкая нижняя часть, украшали от 8 до 10 пуговицами из жемчуга, серебра или бронзы. Воротник был отложным или стойкой. Боханские буряты называли такое платье тэжээтэ. Ко второму типу относится булууза – туникообразное платье на кокетке с подолом, собранным в редкие и мягкие сборки, с подкройными проймами с отложным воротником. Спереди на кокетке пришивалось нечетное количество пуговиц, хотя застежка располагалась сзади. Иногда застежка и разрез были спереди и обрабатывались планкой. Планка была длиннее кокетки. К третьему типу относят сарпаан – прямое, расширяющееся книзу верхнее распашное платье с застежкой по центру, с подкройными проймами и втачными рукавами. Широкие у основания рукава сужались к запястью. Также бытовал у предбайкальских буряток дэгэл — халат с широкой декорированной мехов нашивкой эбэр (чаще из выдры, реже из овчин и обрамлением всей передней части. Данные элементы отражают древние воззрения, связаны с женским культом матери-зверя и плодородия, Таким образом, обязательным элемент костюма замужней женщины также как восточных буряток была безрукавка (дэглээ: дэгэлээ, дэгэлэй дабхаса, хубайси, хупаатхи) — наиболее этнодифференцирующий элемент. Существовало два основных типа безрукавок 1) дэглээ (дэгэлээ, дэгэлэй дабхаса) — это локальные названия длиннополой безрукавки, распространенной у верхоленских и эхиритских бурят в Предбайкалье (в Качугском, Ольхонскском, Эхирит-Булагатском районах), а также Забайкалье у баргузинских бурят; 2) хубай (хупаатхи — аларск.) — неотрезная цельнокроенная безрукавка второго типа с узкими проймами спереди с разрезом, к низу расклешенная. Характерными отличительными особенностям: безрукавок хубайси являлись планки с нашитыми монетами хадалга или круглыми перламутровыми пуговицами эржэн (эрзин) вдоль линии борта. Головные уборы предбайкальских бурят сильно отличались от головных уборов жителей Забайкалья. Для женщин западных бурят XIX — начале ХХ вв. были характерны следующие виды головных орав (шар малгай (шаровка); бортого малгай; халюун малгай; биизга малгай; эрсог: татар малгай).
Для бурят Качугского и Эхирит – Булагатского районов Иркутской области была характерна башмаковидная обувь с широкой головкой и широким прямо срезанным мысиком. Комплекс народного костюма несмотря на все разнообразие, отличался строгой традиционностью, в нем были зафиксированы мифологические константы традиционной культуры. Символика одежды выражает сложное сочетание элементов космологического устройства Вселенной и представляет собой цельную систему мифа. При этом все детали и символы одежды согласованы и подчинены единому композиционному замыслу. Кроме тог, несмотря на расхождение в манере исполнения декоративных элементов одежды у предбайкальских и забайкальских бурят, в них все же достаточно убедительно выявляются общие черты символического характера, что придает одежде значение текста культуры и представляет его как ценный источник в исследовании истории формирования традиционного мировоззрения бурят отраженного в костюмном комплексе.
Б.З. Нанзатов .к.и.н.
в кн. Т.А.Бороноева
«Бурятский традиционный костюм», У-У, 2017 г.