День памяти жертв политических репрессий посвящен событиям, которые невозможно вычеркнуть из истории страны, потому что они касаются многих российских семей. Тысячи людей вынуждены были провести лучшие годы в лагерях или были расстреляны по политическим мотивам. Немало жителей страны из-за своих убеждений оказались на принудительном лечении в психиатрических больницах, были поражены в правах. Чтобы россияне не забывали об этой части нашей истории, после распада СССР был установлен специальный день памяти и скорби.
История памятного дня
В 1974 году группа заключенных пермских и мордовских лагерей по инициативе советских диссидентов Алексея Мурженко и Кронида Любарского впервые отметили День политзаключенного. Они организовали массовую голодовку и выдвинули ряд политических требований.
В тот же день — 30 октября — в Москве участник правозащитного движения Сергей Ковалев провел на квартире академика Андрея Сахарова подпольную пресс-конференцию. Собравшимся рассказали о проходящей акции узников и показали новый номер «Хроник текущих событий» — нелегального бюллетеня, который выходил в СССР в 1968-1982 годах.
После этих событий каждый год 30 октября в советских тюрьмах стали проходить голодовки политзаключенных, а с 1987 года — демонстрации в крупных городах страны. Через два года в памятный день около 3000 человек с зажженными свечами в руках образовали живую цепь вокруг здания КГБ на Лубянской площади в Москве.
Наступило время перемен, были открыты многие государственные архивы. Благодаря публикациям историков, писателей, журналистов и художественным фильмам (например, «Покаяние» Тенгиза Абуладзе) стал понятен масштаб репрессий, который обрушился на жителей страны. В 1991 году Верховный Совет России принял Постановление, которым официально установили памятную дату в честь всех, кто пострадал от режима с конца 20-х до начала 50-х годов XX века. Его назвали Днем памяти жертв.
Из книги Ж.Т.Тумунова «Ага и агинцы»
Коллективизация сельского хозяйства осуществлялась в значительной степени принудительными мерами, основанными на экономических и уголовных санкциях. Для середняков и зажиточных крестьян-скотоводов была создана обстановка страха и боязни. Каждому их проступку и выступлениям давалась политическая оценка классового звучания. Ходовыми в Агинской степи стали выражения «классовый враг», «японский шпион», «панмонголист», «кулак», которые навешивались любому по чьему-либо доносу. Действовала безотказно система наговоров и доносов, созданная НКВД. в Сети этой системы попадали наиболее трудолюбивые и предприимчивые скотоводы, представители интеллигенции и ученые. В те годы люди не могли спать спокойно, почти каждую ночь стучались в дверь. Очередными жертвами становились ламы и их ученики. В Забайкалье была создана разветвленная сеть концлагерей под названием «БАМлаг» (Байкало-Амурский лагерь). Узники данного лагеря привлекались на строительство трактов и других объектов.


Как известно одним из жертв названной системы стал агинец, основоположник общественно-политической мысли и фольклористики, первый бурятский член-корреспондент АН СССР Ц.Жамцарано, который из-за отсутствия состава преступления был посмертно реабилитирован. Велики его заслуги в становлении и развитии бурятской фольклористики. Работал по приглашению в дружественной Монголии, сначала в Министерствах иностранных и внутренних дел, а затем в течении длительного времени секретарем Ученого Комитета (Академии наук). Был членом Президиума ЦК Монгольской партии.

Был репрессирован также агинец, первый нарком просвещения БМАССР, профессор Базар Барадийн, который не вернулся из заключения.

Общее количество жертв репрессий по округу до сих пор не установлено. Но общеизвестно, что было много. По каждому селу их число достигает несколько десятков человек. Суждено вернуться в родные края познать радость встречи с родными, близкими немногим, чудом уцелевшим от голодной и холодной смерти, от невыносимых условий каторжной жизни и труда.
Навш долг — сохранить вечную память о безвинных жертвах политических репрессий, увековечить их имена.

