Старейший в России – Цугольский дацан
Ни для кого не секрет, что буддизм, который сегодня большинство бурят называют своей традиционной религией (на самом деле традиционной религией является шаманизм), распространяло среди них российское императорское правительство. Под патронажем правительства был сформирован современный бурятский буддизм во главе с Хамбо-Ламой. Ламы были поставлены на государственное денежное довольствие, которое было выше, чем у православных священников, получали государственные награды. Важной вехой в истории забайкальского буддизма является основание Цугольского дацана в 1801 году.
Именно здесь для бурят были основаны школы буддийской философии, пришедшей преимущественно из тибетского монастыря Лавран. При строительстве дацана использовались материалы с развалин средневекового Кондуйского дворца, который был уничтожен в результате пожара в 15 веке (развалины Кондуйского дворца находятся на территории Борзинского района). С развалин вывозились материалы — кирпич и камень, в том числе колонны, покрытые красным лаком (колонны до сих пор можно видеть в стенах дацана, что-то чужеродное, привнесенное ощущается). Развалины дворца пошли и на постройку знаменитой Кондуйской церкви. У бурят существует легенда, что неизвестно в какой период времени было туманное предсказание, сделанное неким Чоглай Намжилом ученому Цультиму о том, что в далеком грядущем на Цуголе будет стоять монастырь.
В наступившем году славный юбилей отмечает Цугольский дацан, история которого началась в 1801 году. Сегодня дацан является старейшим в России и внесён в реестр федеральных памятников истории и архитектуры.
Это единственный храм в стране, где на главном алтаре установлена статуя Богдо Зонхавы – жившего в середине XIV века монаха, основателя школы Гелугпа, автора нового направления в буддизме, от которого пошло течение ламаизма, получившее широкое распространение в Забайкалье.
История Цугольского дацана величественна и трагична одновременно. Сколько людского горя, потрясений и радостных побед видели эти стены – не перечесть. В начале тридцатых годов прошлого столетия начались политические преследования священнослужителей всех вероисповеданий и конфессий, а в декабре 1933 года около 60 оставшихся лам Цугольского дацана разъехались по другим монастырям. Ко времени закрытия дацана, в 1934 году, ансамбль насчитывал около двадцати основных и вспомогательных построек. Предвидя неминуемое разорение и уничтожение уникального дацана, мудрое решение принял настоятель, решив передать строения военному гарнизону. Предметы религиозного культа были конфискованы, уникальные скульптурные изображения Майдари, Одсэр-Жанма, Дэважин и Гандан разобраны.
И только в 1988 году дацан был возвращен буддийской общине. С этого времени началось его возрождение. Огромным событием для всех прихожан стало возвращение в 2007 году статуи Майдари (Майтрейи) – Будды Грядущего и воссоздание в 2011 году утраченной в тридцатых годах статуи Богдо Зонхавы, средства на изготовление которой собирали всем миром.
«На сегодняшний день Цугольский дацан – крупнейший в России, его прихожанами являются жители районов Забайкальского края, приезжают помолиться люди из Москвы, из Санкт-Петербурга, других городов и даже стран, – рассказывает настоятель дацана Алдар Шойнхоров. – Мы давно ждём реконструкции, не раз поднимали этот вопрос на уровне Министерства культуры Российской Федерации и Забайкальского края, но пока документов нет, попытки включить проект реставрации в федеральную программу успехом не увенчались. За более чем две сотни лет некоторые элементы обветшали, требуется полная покраска и частичная замена фрагментов строений. Ситуация усугубляется тем, что дацан является памятником и с 1980 года находится под охраной государства, а с 1995 года является объектом культурного наследия федерального значения, и мы не имеем права без согласования с Москвой вбить гвоздь, поменять крышу или покрасить стены.
Цугольский дацан входит в число наиболее значимых буддийских монастырей России. Мы изучаем древние трактаты, в дацане собрана большая библиотека, где хранится старинное издание главного буддийского канона – книг Ганжур и Данжур. Сегодня в мире сохранилось только два экземпляра таких канонических сводов. Один – в государственном музее Пекина, другой, чудом сохранённый, – в Цугольском дацане. Ведут приёмы астрологи и врачи. В дацане ведётся активная просветительская работа. 25 монахов готовы к принятию и повторению всех 253 монашеских обетов и запретов…». Близко к Богу и под надёжной защитой военных село продолжает жить своей размеренной жизнью, плетя пёструю косу истории, в которой веками уживаются русская и бурятская культуры, кухня, желание созидать и творить на благо своей малой Родины.