130 лет назад, 29 марта 1891 года, император Александр III подписал указ о строительстве Великого Сибирского пути – Транссибирской железной дороги. Это был самый большой транспортный проект того времени. На сегодняшний день вдоль магистрали расположено 87 городов, пять из которых с населением более миллиона жителей. История создания самой длинной железнодорожной магистрали, которая в течение века оставалась единственным и самым коротким сухопутным путем из Восточной Азии в Европу.
29 марта 1891 года император Александр III подписал рескрипт о начале строительства железной дороги, ныне известной как Транссибирская магистраль. В те времена ее называли Великий сибирский путь.
О необходимости постройки железнодорожной магистрали, которая свяжет европейскую часть Российской Империи с ее восточными окраинами, говорили давно.
До проведения рельсового пути в Сибирь по Московско-Сибирскому тракту ездили зимой на санях, а летом на телегах. По тракту между Томском и Иркутском провозили до 4 миллиона пудов грузов. Извозным промыслом занимались 16 тысяч ямщиков, используя до 80 тысяч лошадей.
С идеей строительства железной дороги выступал сибирский генерал-губернатор Муравьев-Амурский еще в самом начале правления Александра II. Однако непосредственная работа над проектом началась уже при следующем императоре. В Сибирь было отправлено несколько экспедиций инженеров с целью выяснения оптимального пути будущей дороги.
После рескрипта началось строительство участка Челябинск — Миасс, однако официально работы начались спустя два месяца, когда состоялась церемония закладки дороги, в которой принял личное участие наследник престола Николай — будущий император.
Великий сибирский путь должен был стать по настоящему великим и стал им — магистраль до сих пор является самой длинной дорогой в мире, ее общая протяженность составляет 9298 километров (к слову, вдвое меньшая советская БАМ строилась почти 50 лет, правда, со значительными перерывами).
Это был действительно амбициозный проект, ведь дорогу предстояло прокладывать в условиях сложной местности: тайга, реки, болота и т. д. (на Кругобайкальской дороге пришлось строить множество мостов, тоннелей и прочих инженерных сооружений из-за особенностей местности).
Если в самом начале стройки к работе привлекли 9,5 тысячи человек, то в разгар строительства, в его пиковой точке, дорогу прокладывали почти 90 тысяч рабочих. К строительству привлекали не только вольнонаемных, но и ссыльных, а также каторжан. Если в советских лагерях заключенные работали за паек, то Транссиб был возможностью для сокращения срока — один день работы на строительстве магистрали засчитывался как два дня тюремного срока.
В год удавалось проложить в среднем 600 километров пути. Благодаря этому основной участок Транссиба был введен в эксплуатацию уже в 1901 году, спустя 10 лет после начала строительства. В дальнейшем постройка дороги продолжалась, но уже менее активными темпами.
Официально же сооружение магистрали завершилось только в 1916 году, когда был построен Хабаровский мост (тогда именовался Алексеевским) через Амур, ставший на тот момент вторым по протяженности мостом в мире. Первоначально дорога была однопутной, но позднее на отдельных участках (в основном в Сибири) был построен второй путь для оптимизации трафика.
Дорога была не просто артефактом эпохи, она должна была дать толчок развитию Сибири и дальневосточных окраин, способствовать приросту рабочих рук в этих регионах, экономическому росту, оборонной безопасности Дальнего Востока (возможность быстро перебрасывать воинские подразделения) и т. д. В американских вестернах прокладка железной дороги напрямую увязана с приходом цивилизации.
По этой дороге с 1896 по 1910 годы в Сибирь прибыло 8 930 000 переселенцев.
Во время русско-японской и Первой мировой войн по Транссибу везли войска и воинские грузы.
Великий сибирский путь означал приход цивилизации в малоосвоенные прежде земли. Неслучайно в годы Гражданской войны основные бои в Сибири шли в основном в окрестностях Транссиба. За годы войны дорога была сильно повреждена и большевикам пришлось восстанавливать ее в 20-е годы.
Во время Второй мировой по этой дороге отправлялись на фронт сибирские дивизии, а в тыл, в сибирские госпитали, везли с фронта раненых. Из 1523 промышленных предприятий, перебазированных в июле — ноябре 1941 из европейских районов СССР, 322 было переброшено по железной дороге в Сибирь.
В послевоенные годы, когда началось бурное освоение Сибири, магистраль обеспечивала строительство на сибирской земле электростанций, заводов и целых промышленных комплексов. Дорога была электрифицирована, вместо паровозов по ней стали ходить электровозы.
Официальной датой начала строительства Транссибирской магистрали считается 31 мая 1891 года. Окончание – 1916 год.
Сибирская железная дорога — выдающееся техническое и инженерное сооружение конца XIX — начала XX в. В ней воедино слились передовая русская техническая мысль и труд десятков тысяч русских рабочих.
Транссибирская магистраль до сих пор является одним из главных артефактов, сохранившихся от дореволюционной России.
Источники: «Сибирь.Реалии», «Коммерсантъ» от 29.03.2021 г.