Парадович Александр Иосифович — помощник командира взвода 41-й гвардейской отдельной разведывательной роты (39-я гвардейская стрелковая дивизия, 8-я гвардейская армия, 3-й Украинский фронт), гвардии старший сержант.
Родился 14 октября 1920 года на станции Бурятская (сейчас в Могойтуйском районе Забайкальского края).
После смерти отца в 1937 году Александр Парадович переехал в город Нижнеудинск, работал в районной конторе связи кассиром посылочного отдела. В июне 1941 года приехал в гости к родной тёте в город Ачинск Красноярского края. Здесь его и застало начало Великой Отечественной войны. Отсюда в сентябре 1941-гогода его и призвали в Красную Армию.
После месячной подготовки Александра направили в действующую армию. Молодой воин получил боевое крещение на Волховском фронте. Воевал в 59-м отдельном лыжном батальоне помощником командира лыжного взвода. В декабре 1941 года участвовал в освобождении города Тихвина. Весной 1942 года был ранен, а после госпиталя направлен в Ленинградское пехотное училище, которое тогда находилось в городе Глазове (Удмуртия). Но окончить его Александру не пришлось. Во время Сталинградской битвы курсантов отправили на фронт сержантами.
В составе 39-й Гвардейской стрелковой дивизии Александр Парадович защищал Сталинград. Гвардии сержант стал разведчиком. В тяжёлых условиях уличных боёв разведчики совершали смелые вылазки к позициям врага, снимали часовых, захватывали пленных и трофеи, ценные документы. В январе 1943 года Александр был снова ранен. Летом 1943 года, выписавшись из госпиталя, Парадович догнал свою дивизию, стоявшую на пополнении под городом Купянск. Участвовал в боях за освобождение Левобережной Украины, особо отличился при форсировании Днепра.
24 октября 1943 года помощник командира взвода 41 отдельной Гвардейской разведроты 39 Гвардейской стрелковой дивизии гвардии сержант Парадович вместе с десантной группой под огнём противника переправился через Днепр южнее Днепропетровска. На берегу первым бросился к проволочному заграждению, проделал проход, через который прошла вся группа. Заменил погибшего офицера и принял командование группой. Первым ворвался во вражеские окопы. Участвовал в отражении нескольких контратак противника. Бойцы удерживали захваченный участок до прихода подкрепления.
Позже Александр Иосифович вспоминал события тех дней: «14 октября наша 39-я Гвардейская Барвенковская дивизия заняла Запорожье, а через пять дней нашу разведку, насчитывавшую всего двадцать одного бойца, перебросили под Днепропетровск. Мы располагались в шести километрах южнее города, напротив посёлка Жукова. Ширина Днепра в этом месте была 900–950 метров. Ниже находились пороги, где переплыть или пройти было совершенно невозможно. На правом берегу проходило проволочное заграждение в три линии, а высота берега 18–20 метров. Проволочное заграждение было заминировано. Кроме того, имелось три ряда траншей, ДЗОТов, ДОТов (деревоземляная огневая точка) и блиндажей. Чтобы вся эта система огня не пришла в движение, форсировать Днепр нужно было скрытно, без поддержки артиллерии, на одной понтонной лодке. Перед нашей группой стояла задача форсировать Днепр, выбить противника с занятых рубежей, закрепиться и дать возможность нашим частям вести переправу. 24 октября 1943 года в 12 часов ночи поступил приказ через час приступить к форсированию. Погрузившись в понтонную лодку, двинулись к противоположному берегу. Когда миновали середину реки, в небо взвилась немецкая ракета. Гитлеровцы обнаружили лодку и начали обстрел. Метрах в ста от берега лодку от разрыва снаряда перевернуло. Погиб командир нашей роты и восемь бойцов, а остальные оказались в воде. Днепр в этом месте оказался неглубок, и скоро мы выбрались на берег и с ходу с криками „ура!“ бросились вперёд. Но нас остановили проволочные заграждения. Командование ротой я принял на себя. Оставив на месте переправы двух раненых с целью отвлечь внимание врага, с остальной группой я перешёл ниже по течению. Здесь были близки пороги и по моим расчётам, оборона должна быть слабее. Это оказалось действительно так. Правда, и здесь были ДОТы и ДЗОТы, но значительно меньше. Было здесь и проволочное заграждение. Набросив на него шинели, я с тремя бойцами незамеченными перебрался через проволоку. Но тут нас обнаружили и открыли ураганный огонь. Наше счастье, что мы находились в „мёртвом пространстве“, пули не задевали нас. Воспользовавшись этим, стали искать проход вверх, на крутой берег, и вскоре нашли. Пройдя несколько метров, оказались рядом с ДЗОТом, возле находились ящики с гранатами. Вооружившись, мы забросали ДЗОТ гранатами. Уничтожили 7 фашистов и захватили три пулемёта. На рассвете на нас обрушился удар гитлеровцев. Но к нему мы уже подготовились. Правда, силы наши были невелики: всего 5 человек и из них два раненых. Но бились мы каждый за десятерых. Всего отразили девять атак, а гитлеровцы всё идут и идут… К нам на плацдарм переплыли три связиста и вызвали огонь нашей артиллерии. С помощью артиллерии все атаки были отражены, вечером на наш плацдарм переправились войска».
За этот бой гвардии сержанту Александру Иосифовичу Парадовичу указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза.
После форсирования Днепра А. И. Парадович участвовал в освобождении Днепропетровска, Апостолова, Одессы, Люблина, в завоевании Магнушевского плацдарма на Висле. А осенью 1944 года его направили в Сталинградское авиационное училище, находившееся в Кустанае. Там он и встретил День Победы. В 1946 году демобилизовался и остался жить в Казахстане. В 1949 году Парадович окончил республиканскую партийную школу в Алма-Ате. Был на партийной, советской, хозяйственной работе. В 1968 году окончил Кустанайский дорожный техникум. Работал заместителем начальника управления Кустанайского автодорожного треста, в геолого-разведывательной партии.
Александр Парадович был награждён медалью «Золотая Звезда», орденами Ленина, Отечественной войны I степени (1985), медалями, в том числе американской наградой — крестом «За выдающиеся заслуги». Умер в 2001 году.