В фондах Агинского национального музея им. Г.Цыбикова хранится керосиновый ручной сигнальный железнодорожный фонарь. Такие фонари использовали в начале прошлого века на железнодорожной станции Могойтуй Забайкальской железной дороги.
Фонарь прямоугольной формы черного цвета с круглой ручкой применялся путейцами для ограждения хвоста либо головы поезда, на стрелочных переводах, для ограничения ремонтных работ, для освещения, для путевых обходчиков и прочих предназначений, поэтому его важной составной частью были стекла желтого и красного цвета.
На дверце фонаря имеется ручка, за которую можно было подвесить на буфера, либо поставить на лом. Наверху имеется большая круглая ручка для подвешивания. В фонаре открываются три дверцы. Одна дверца с ручкой, при открытии позволяла вытащить резервуар для керосина и соответственно саму лампу. Внутри имеется отверстия для свечи. И то и другое подходило для освещения. В другой дверце при открытии можно было поменять стекло. Всего в фонаре 2 окошка из стекла. Одно окошко закрывается складной дверкой. Для того чтобы чистить дымоходы, отдельно открывался верх фонаря. Фонарь ветроустойчивый, порывы ветра выдерживает до 25м/с, пламя не гаснет.
Кроме того, у железнодорожников фонари активно применялись в качестве переносного источника освещения. Ими пользовались дежурные по станции и стрелочники.
Батоева Т.С.