Из фондов

Буддийская живопись тханка

Тханка — предмет буддийского изобразительного искусства, буквально переводится как «рисунок на ткани, который можно свернуть и взять с собой».

Тханка это больше, чем просто произведение искусства, является объектом поклонения, помощью в духовной практике и медитации.

В данной статье представлены старинные тханки, переданные Агинскому музею Болотом Бабуевым из села Судунтуй в 1974 году.

Изображение Будды Шакьямуни (Бурхан багша).

ОФ-1335. 67х54 см ткань грунтованная, минеральные краски.

Будда Шакьямуни – четвертый из тысячи Будд, которые явятся в течение благой кальпы для передачи освобождающего Учения, находящимся в Сансаре.

Будда Шакьямуни обычно изображается восседающим на алмазном, лотосовом или львином троне в позе полного лотоса. На нем одеяние монаха. На голове –ушниша – один из признаков Просветления. Цвет тела может быть золотистым или желтым. На изображениях волосы Шакьямуни часто синего цвета. В левой руке может находиться патра (чаша для подаяний). Правая рука часто изображается в мудре касания земли. У подножия трона Будды Шакьямуни стоят его ближайшие ученики – Шарипутра и Маудгальяяна, держа монашеские посохи и чаши для подаяния.

Изображение Бодхисаттвы Авалокитешвары Одиннадцатиликой.

 ОФ-1336. 40х29 см ткань грунтованная, минеральные краски.

Бодхисаттва Авалокитешвара – воплощение бесконечного сострадания всех Будд. Он является духовным сыном Будды Амитабхи. Некогда Бодхисаттва дал обет спасти от пут Сансары всех живых существ. Но когда осознал, насколько трудна эта задача, скорбь его была велика настолько, что тело его раскололось на тысячу частей. Будда Амитабха и Ваджрапани, видя это, восстановили тело Авалокитешвары, придав ему новую форму: с тысячью руками и 11 головами. Очень популярна форма тысячерукого Авалокитешвары с 11 лицами, которую также называют Махакаруника (санскр. «Великий Сострадающий»). Девять его лиц расположены в три ряда друг над другом, по три лица в каждом ряду. Выше девяти голов – голова Ваджрапани в гневном аспекте. Над ней располагается голова Будды Амитабхи. В центре ладони каждой из рук Махакаруники находится по глазу. Руки символизируют просветленные деяния Бодхисаттв, глаза – символ мудрого наблюдения.

Обычно на всех изображениях Бодхисаттва сострадания держит лотос, символизирующий любовь и сострадание. В его руках также могут быть изображены драгоценность, исполняющая желания; лук; стрела; чаша; хрустальные четки, символизирующие его способность освобождать всех существ от сансары через практику начитывания шестисложной мантры «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ»; колесо Учения. На некоторых тханка его первые две руки сложены вместе у сердца в жесте, умоляющем всех Будд и Бодхисаттв о заботе и покровительстве над всеми живыми существами и избавлении их от страдания.

Изображение Будды Шакьямуни в окружении двух главных учеников Шарипутры и Маудгальяяны и 34 Будд.

ОФ-1337 20х29 см грунтованное полотно, минеральные краски

«Тридцать пять Будд покаяния» связаны с практикой очишения (упавасатха), когда монахи в полно- и новолуние декламировали «Пратимокша-сутру», 253 обета буддийского монаха (бхикшу), доказывая свою чистоту (паришуддхи). Церемония поклонения «тридцати пяти Буддам» имеет особое значение в махаяне.

Подготовила Батоева Т.С., главный хранитель фондов

Администратор | 13.10.2023 | Из фондов
На главную