В фондах Агинского национального музея хранится уникальная коллекция буддийского искусства. Это культовые предметы, уцелевшие со времени разрушения дацанов в 30-е годы XX века. Небольшое собрание буддийской живописи включает в себя образцы танка (бур. «дэлэг бурхан», «татамал бурхан»). Одними из первых поступлений были предметы, переданные Жамсо Раднаевым в 1962 году:
- Изображение Шагдар (Ваджрапани)
Грунтованное полотно, минеральные краски. 70х47 см ОФ-112
Является защитником Будды и символом его могущества.
Широко распространён в буддийской иконографии как один из трёх божеств-охранителей, окружающих Будду. Каждый из них символизирует одну из добродетелей Будды: Манджушри— проявление мудрости всех Будд, Авалокитешвара — проявление сострадания всех Будд, Ваджрапани — проявление могущества всех Будд.
- Изображение бодхисаттва Майтрея (Майдари) на небесах Тушита
- Грунтованное полотно, минеральные краски. 79х49 см ОФ-114
Майтрея – единственный кто изображается равноправно, как и Будда, и как Бодхисаттва.
Ежегодно в дацане проводится самый главный священный хурал Майдари – буддийский праздник, посвященный приходу на Землю Майтреи – Будды Грядущего мирового периода. Его изображают сидящим на троне со спущенными вниз ногами. Атрибутами Будды Майтрейи считаются золотистый цвет кожи, ступа, ваза с напитком бессмертия и колесо Дхармы. Считается, что Будда Майтрея пребывает на небе Тушита, проповедуя там Учение (Дхарму) богам и ожидая время схождения на Землю.
- Изображение Дхармапала Бегдзе (Жамсаран сахюусан)
Грунтованное полотно, минеральные краски. 55х42 см ОФ-115
Сахюсан Жамсаран (тиб. – «скрытая кольчуга») – гневный защитник буддийского учения, покровитель всех, кто имеет отношение к оружию, в т.ч. воинов.
Жамсаран сахюусан изображается в широком халате с рукавами, надетом поверх кольчуги. Он воинственного вида, черты лица искажены гневом. У него корона с пятью черепами. С его плеч свисает ожерелье из отрубленных человеческих голов.
В одной руке он держит меч, рукоятью которому служит скорпион; в другой-легкие и сердце врага Дхармы. Его спутники: божество в доспехах (генерал) верхом на сером волке, грызущем грешника. И дакиня (сестра Жамсарана) верхом на медведе. По краям –восемь краснотелых демонов смерти.
- Изображение Сагаан убгэн (Белый Старец)
Грунтованное полотно, минеральные краски. 74х48 см ОФ-116
Сагаан убгэн у монгольских народов хранитель жизни и долголетия, в буддийском пантеоне символизирует плодородие и благоденствие.
Традиционно Белый Старец изображается в виде старика-отшельника с длинной белой бородой, восседающего под персиковым деревом в окружении разных животных и птиц. В руках держит четки и посох.
5. Изображение Табан Хаан
Грунтованное полотно, минеральные краски. 57х38 см ОФ-117
Табан Хаан — (санскр. Махапанчараджа; Пять великих царей). Это группа защитников, состоит из пяти царей, непосредственно олицетворяющих Пять дхьяний (семейств) Будд. Пять царей это: Царь Пе-хар, Шинг-чжа-чен, Дра-лха Кье-чик-бу, Мон-бу-путра, Гья-чжин. Почитая Табаан Хаан, мы решаем мирские проблемы и подавляем врагов через улучшения тела, речи, достоинств, сознания и действий.
Использованная литература:
Агинская Буддийская Академия. Культовые атрибуты Агинского дацана. Каталог.-Чита, 2018
Подготовила Батоева Т.С., главный хранитель фондов