Из фондов

Будда Шакьямуни

Будда Шакьямуни (Шэгэмуни Бурхан)

нач. XX в. Грунтованное полотно, минеральные краски 16,5х14 см ОФ-106

Передан в дар Агинскому национальному музею Жамсо Раднаевым из с. Дульдурга Дульдургинского района в 1962 году.

Будда Шакьямуни 563 до н. э. — 483 до н. э.— духовный учитель, основатель буддизма. Обычно изображается восседающим на алмазном, лотосовом или львином троне в позе полного лотоса. На нем одеяние монаха. На голове – ушниша- один из признаков Просветления. Цвет тела может быть золотистым или желтым. На изображениях волосы Шакьямуни часто синего цвета.  В левой руке может находиться патра (чаша для подаяний). Правая рука часто изображается в мудре касания земли.

Получив при рождении имя Сиддхартха Гаутама, позже он стал именоваться Буддой (буквально — «Пробудившимся»).

Сиддхартха провёл 29 лет своей жизни как принц Капилавасту. Хотя отец и давал сыну всё, что только ему может потребоваться в жизни, Сиддхартха чувствовал, что материальные блага — не конечная цель жизни. Однажды, на тридцатом году своей жизни, Сиддхартха в сопровождении колесничего Чанны выбрался за пределы дворца. Там он впервые увидел «четыре зрелища», изменившие всю его последующую жизнь: нищего старика, больного человека, разлагающийся труп и отшельника. Гаутама тогда осознал суровую реальность жизни — что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны, и ни богатства, ни знатность не могут защитить от них, и что путь самопознания — единственный путь для постижения причин страданий. Это подвигло Гаутаму на тридцатом году жизни оставить свой дом, семью и имущество и отправиться на поиски пути для избавления от страданий.

После сорока девяти дней медитации в полнолунии весеннего месяца, в ту же ночь, когда он был рождён, в возрасте 36 лет Гаутама достиг Пробуждения и полного представления о природе и причине человеческих страданий — невежестве — а также о шагах, которые необходимы для устранения этой причины. Данное знание потом получило название «Четырех Благородных Истин», включающих Благородный Восьмеричный путь, а состояние Наивысшего Пробуждения, которое доступно для любого существа, названо бодхи (пробуждением) и имеет своим следствием ниббану. Точнее говоря, нирвана — это один из аспектов пробуждения. После этого Гаутаму стали называть «Буддой», или «Пробудившимся».

Батоева Т.С., главный хранитель фондов.

Администратор | 11.11.2023 | Из фондов
На главную