Один из стендов экспозиций Агинского национального музея им.Г.Цыбикова посвящен выдающимся бурятским просветителям начала XX века Базару Барадину и Цыбену Жамсарано.
Базар Барадин из рода Сагаангууд, видный научный, общественный, государственный и литературный деятель, профессор-востоковед, первый нарком просвещения БМАССР, организатор науки Бурятии, один из создателей бурятской письменности, путешественник, писатель.
Трагичной, но интересной была судьба Базара Барадина. Его имя на многие годы было стерто из людской памяти. Но благие дела для своего народа и России в целом через десятилетия вернули его к свету.
Базар Барадин родился в семье скотовода старшим из 11 детей. Родители были бедными, но грамотными в монгольской письменности и привили ему любовь к чтению. В 1891 г. окончил 4-классную приходскую школу в Аге. Затем поступил и окончил 3-классную Читинскую городскую школу и в 1895 г. выехал в Петербург. Там учился в частной гимназии бурята П.А. Бадмаева, причем с большим упоением постигая математику и другие дисциплины. Но был вынужден уйти в связи с конфликтом — Бадмаев требовал перейти в православие. В 1898 г. вернулся на родину, где самостоятельно изучал монгольскую и тибетскую литературу. В 1900 г. в качестве переводчика бурятского купца 3 месяца ездил по Германии, Швейцарии и Италии.
В 1901 г. Б. Барадин поступил на юридический факультет Петербургского университета, но вскоре оставил его, выбрав востоковедение. С 1902 г. он поступает вольнослушателем на Восточный факультет этого же университета: вместе с Ц. Жамцарано под руководством С.Ф. Ольденбурга и Ф. И. Щербатского с упоением изучает санскрит, тибетский и монгольский языки, серьезно готовясь к научной работе в области культур Индии, Тибета и Монголии.
В 1905-1907 годы ему удалось попасть в Тибет, будучи командирован Русским комитетом при Академии наук по изучению Средней и Восточной Азии. Он сопровождал Далай-ламу, возвращавшегося из Урги в Тибет. 8 месяцев Барадин изучал культуру, язык и быт тибетцев, жил как монах в монастыре. Результатом поездки стали дневники, очерки, несколько сотен фотоснимков. За эти успехи Русское географическое общество выдало ему премию.
С 1908 по 1917 годы Б. Барадин преподавал монгольский язык на факультете восточных языков Петербургского университета. Тогда же начал свою литературную деятельность. Перевел на бурятский язык известные произведения популярных писателей, был автором «Героического эпоса бурят-монгольского народа», исторических драм «Урданай ноёд» (о нравах Агинских нойонов XIX века), «Чойжид Хатан» (о событиях 1802-1803 годов в Агинских степях) и «Великая сестрица-шаманка» (о делегации хоринских бурят к Петру I).
23-25 апреля 1917 года в Чите состоялся исторический первый общенациональный съезд бурят-монголов Забайкальской области и Иркутской губернии. Базар Барадин единогласно избран председателем съезда. Съезд под его ведением рассмотрел вопросы бурятской национальной автономии, развития национальных культуры, суда, просвещения и школы.
Неграмотность бурятского населения тогда была значительная. Б. Барадин организовывает сеть учительских курсов. В 1917-1918 гг. он создает «Букварь бурят-монгольского языка» и книгу для чтения «Улаан сэсэг».
В 1923 году была образована Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика. Базар Барадин стал первым наркомом просвещения республики. Вся полнота власти в БМАССР впредь до созыва первого съезда республики передавалась Революционному комитету в составе М. Н. Ербанова (председатель), М. И. Амагаева, М. Д. Бермана, Б. Б. Барадина и В. И. Трубачеева.
В 1923-1929 гг. он работал председателем Бурятского Ученого комитета, заместителем директора Бурятского института культуры; в 1923-1935 гг. он заведует кафедрой бурят-монгольского языка и литературы Бурят-Монгольского пединститута. Барадин выступал за образование сплошной территории бурят и отстаивал исторические основы бурятской культуры.
В конце 1935 г. Базар Барадин, сделавший огромное дело для своего народа был командирован в Ленинград в Институт востоковедения АН СССР, а затем там же переведён в Институт истории, философии и лингвистики рядовым преподавателем монгольского языка.
В зловещем 1937 году в период сталинских репрессий он был арестован НКВД в Ленинграде, как «участник контрреволюционной шпионской организации», проводящий «активную шпионско-повстанческую работу» 24 августа 1937 года в Ленинграде Б. Барадийн был осужден по статьям 58-1а, 58-7, 58-8, 58-9 и 58-11 Уголовного кодекса РСФСР и приговорен к расстрелу, который вскоре был приведен в исполнение.
Решением Верховного суда СССР от 27 марта 1958 года дело Б. Б. Барадийна было пересмотрено. Военная коллегия постановила «Приговор Военной коллегии Верховного суда СССР от 24 августа 1937 года в отношении Барадина Базара Барадиевича по вновь открывшимся обстоятельствам отменить и дело прекратить за отсутствием состава преступления».
19 сентября 2012 года в Улан-Удэ перед Хранилищем восточных рукописей Института буддологии, монголоведения и тибетологии БНЦ СО РАН был установлен бюст Базару Барадийну.
Великий сын агинских степей Базар Барадин всего себя посвятил защите прав и интересов бурятского народа. Он имел собственные концепции по самым главным вопросам бурятского самоопределения: сплошной территории и единого управления, национальной письменности и культуры, просвещения бурят, бурятской школы, языка, суда, религии. И он смело их отстаивал публично, всегда и везде.