Музейная педагогика

Баир Дугаржапов: «Музейная педагогика воспитывает духовные ценности»

Для многих обывателей музей ассоциируется с камерной тишиной, когда всё как будто застыло, не движется, а работники словно тени скользят по коридорам и залам, «оживая» лишь во время экскурсий. Но это глубокое заблуждение. Музей – живой организм, с кипучей работой, научной, познавательной деятельностью.
Для разъяснения одного из новых направлений работы Агинского музея мы связались с ведущим сотрудником Б.Д.Дугаржаповым (на снимке), который ответил на интересовавшие вопросы.

Баир Дабаевич, расскажите, что такое музейная педагогика?
— Здравствуйте. Да, есть у нас такое понятие, тема как музейная педагогика. Это научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему, а также область научно-практической деятельности, ориентированная на передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. Согласно этому определению, проводим уроки для учащихся средних общеобразовательных школ, студентов Агинских колледжей. Это не обзорные экскурсии по музею, а именно уроки с воспитательными целями. У сотрудников музея разработаны самые разные темы. Моя тема, в основном, близка к воспитанию на основе буддийских принципов.
Раскройте, пожалуйста, основное содержание Ваших уроков.
— У меня темы разного направления: патриотического, нравственного, трудового, эстетического, профориентационного. В основном, уроки проходят с применением видеороликов, фильмов, фотографий, музыки к ним. Например, в 2017 году разработал тему к 100-летию Октябрьской революции. Рассказывал о круглогодичном цикле сельскохозяйственных работ в коллективных хозяйствах, т.е., колхозах. Эти уроки проходили с применением кадров кинохроники 1970-х годов старейшего кинолюбителя совхоза «Гигант» Ононского района Дондока Халзаева. Начинается содержание урока с выстрела «Авроры», моментов раскулачивания, коллективизации и деятельности колхозов до недавних Детям нужно показать и рассказать о людях труда, о том, как нелегко достается хлеб, как получают продукцию сельского хозяйства: молоко, мясо, шерсть и т.д. И профориентация имела место, т.е., говорил, чтобы после вузов дети возвращались на свою историческую родину и работали у себя в Аге. У нас ведь очень много сделано при Баире Баясхалановиче Жамсуеве, созданы все условия для роста детей. У нас нет таких катаклизмов, как землетрясения, ураганы или смерчи и, главное, нет межнациональных, межконфессиональных конфликтов, мы все дружно живем. Это стабильность по сравнению с некоторыми регионами. Поэтому наша Ага, как писали в «бурханай ном» — «Агуу», т.е., великая, оправдывает свое название.
Прошло много уроков о Герое России Балдане Цыдыпове. Сопровождается видеокадрами ТВ России, Агинского ТВ, моими кадрами, куда Балдан попал дважды: в детстве и при окончании школы. Много тем для уроков.
Знаю, что Вы проводите уроки на темы буддийских ценностей. Хотелось бы немного конкретнее услышать о необходимости этих уроков.
— Мои темы, действительно, связаны с буддизмом, его философией. Мои обзорные экскурсии по музею основаны на буддийских ценностях. Во-первых, дореволюционная история нашей Аги непосредственно связана с деятельностью буддийских монахов того времени. Например, историю жизни и деятельности Гомбожаба Цыбикова невозможно рассказать без упоминания буддизма. Мы живем в буддийском регионе. Во-вторых, мы наблюдаем в нашей повседневной жизни дефицит духовно-нравственного воспитания на основе канонов религии. К примеру, далеко не каждый может по памяти назвать десять пунктов благих и неблагих деяний. Видим опасные ориентиры на западные искаженные ценности, которые влияют на нашу молодежь. Считаю, очень важным упреждать и разъяснять детям правильные ценности человеческой жизни с точки зрения буддизма. Важно говорить о ней. В сутрах говорится о даре человеческого рождения, что невероятно трудно родиться в мире людей, и следует ценить данную нам жизнь. Какие бы трудности ни встретились, нужно их пережить, ведь трудная ситуация возникает в результате негативной кармы, мимо не пройдет. Конечно, сейчас мы переживаем труднейший период в своей эволюции. Старое ушло, а новое еще только намечается. Идет переходный период. Мы жили в СССР с очень завышенной, до идеального, идеологией. Главная ошибка большевиков – это воинствующий атеизм. На мой взгляд, без ценнейших заповедей буддизма, православия выросло несколько поколений, и сегодня видим людей, путающих добро и зло, добродетель и греховность. Наблюдаем массу негатива: некоторые женщины отказываются от своего новорожденного ребенка, подростки стреляют в своих сверстников и педагогов в учебных заведениях. Так много гордыни, эгоизма. К таким явлениям приводит запрет религии, не хватает правильного воспитания, позитивной кармы. А в буддизме прямо сказано, к чему приходит общество при уничтожении религии. Получилось в точности, как и сказано.
Как пришли к познанию буддизма, желанию просвещать людей, Вы ведь не буддийский монах?
— Да, я не буддийский монах, поэтому и говорю открыто. Читаю буддийские книги, изданные в дацанах в XIX веке старомонгольской вертикальной письменностью. В этих книгах встречаются удивительные и очень поучительные по содержанию тексты. Буддийский монах может рассказать о канонах буддизма, но в пределах интеллектуального уровня мировоззрения. Я же стараюсь сообщить молодым людям азы буддизма. Это те же десять заповедей благих деяний, карма, уровни сознания, то, что мне самому показалось интересным. Будучи сотрудником музея имени Гомбожаба Цыбикова, вижу, что давно назрел духовный «ликбез» в обществе. Считаю важным возрождение веры как основы нравственности. Много людей уже начали понимать смысл Дхармы (Учения) или пытаются понять. Благодаря музейным урокам у детей формируется сознание. Все мы знаем ни в школах, ни в институтах, ни в академиях и университетах не учат ценностям буддизма, других религий,что все живые существа полностью зависимы от кармы. В музее мы пытаемся приобщить детей к основам нравственности, считаем своим долгом просвещать детей, воспитывать добро, на это и нацелена музейная педагогика.
Дети понимают сложные темы буддизма?
— Знаете, сложные вопросы буддийской философии дети понимают лучше, чем взрослые, поскольку их сознание не загрязнено, как у взрослых. И чем раньше мы дадим им эти знания, тем лучше для будущего наших детей. И чем больше будет у нас специалистов, дающих детям правильные ценности, тем лучше.
— Спасибо за беседу.

Зорикто ОЛЗОЕВ.

«Агинская правда» № 6 (13510) от 20 января 2024 года

Администратор | 03.02.2024 | Музейная педагогика
На главную