В 1971 году фонд Агинского музея пополнился культовыми предметами буддизма, среди которых было изображением бодхисатвы Авалокитешвары. Данное изображение находится внутри деревянного футляра в виде ящика со стеклом.
АНМ ОФ-957 грунтованная ткань, минеральные краски, 9 х 11 х 6,7 см.
Имя дарителя нам неизвестно.
Изображение Авалокитешвары представлено с белым телом, с четырьмя руками, восседающим с согнутыми коленями. Две ладони находятся около сердца в мудре просящего, чтобы желать обитателям шести миров – человечеству, дэвам, полубогам, зверям, злым духам, адским демонам – освобождения от страданий. Другая ладонь справа сжимает четки со 108 нанизанными бусинками, а слева – бутон, называемый утпала.
Обязательным атрибутом Авалокитешвары, в особенности четырехрукого, считается тибетская мантра – самая распространенная в буддистском мире. Она состоит из шести слогов и звучит как «Ом мани падме хум».
Практика постоянного нашептывания этой молитвы помогает вырваться из круговорота сансары или хотя бы сократить пребывание в каждом из ее миров. Мантру также именуют «учением мудрости». В целом значение переводится как «Ом, драгоценность, восседающая на лотосном соцветии». При этом каждый слог сокращает срок нахождения в разных мирах:
- ом– небеса, где живут боги;
- ма– мир асуров, гневливых полубогов;
- ни– наш мир;
- пад– животные;
- ме– обитель претов, злых и алчных духов;
- хум– ад.
Авалокитешвара почитается многими буддистами из разных стран и известен также как:
- Ченрезиг – по-тибетски;
- Жанрайсиг – по-монгольски;
- Гвансеым Босаль – по-корейски;
- Каннон – по-японски;
- Гуань Инь – по-китайски;
- Куан-тхе-ам – по-вьетнамски;
- Арьяа-баала – по-бурятски;
- Арьябала – по-калмыцки.
Авалокитешвара – одно из главных божеств в буддизме. Он одаривает всех своим состраданием и отвечает на просьбы просящих.
Подготовила Батоева Т.С., главный хранитель фондов.