Музейная педагогика

«Разговоры о важном» в Цокто-Хангильской школе

Научные сотрудники Агинского национального музея им.Г.Цыбикова выехали в Цокто-Хангильскую среднюю школу, чтобы на уроках «Разговоры о важном», поговорить с учащимися о ценностях жизни, о патриотизме, о героизме, о воспитании характера с детства.

Каждое утро в понедельник в школе с. Цокто Хангил начинается с исполнения Гимна и поднятия флага России, причем дети знают слова Гимна от начала до конца, что было очень приятно.

Беседу на тему «О ценности жизни с точки зрения буддизма» провел ведущий научный сотрудник музея Баир Дабаевич Дугаржапов. Живя в буддийском регионе, наблюдаем, что в нашей повседневной жизни ощущается нехватка духовно-нравственного воспитания на основе канонов религии. Ведь далеко не каждый может по памяти назвать десять пунктов благих и не благих деяний. Баир Дабаевич рассказывал школьникам, что возрождение веры, как основы нравственности, является очень важным. В сутрах говорится о даре человеческого рождения, что невероятно трудно переродиться в мире людей, и каждому человеку следует ценить данную нам жизнь. Какие бы трудности ни встретились, какие бы сложные ситуация в жизни не возникали — нужно суметь их пережить…

Сегодня ни в школах, ни в институтах, ни в академиях, и университетах не учат ценностям буддизма, что все живые существа полностью зависимы от кармы. Своим рассказом Баир Дабаевич приобщил детей к основам нравственности, к воспитанию доброты, к вопросу ценности человеческой жизни.

В поддержку российских военнослужащих, участвующих в специально – военной операции на Украине состоялась беседа о героях из нашего Агинского округа. Сотрудники рассказали школьникам о воинском долге, службе во благо Отечества, о подвигах наших солдат – земляков. Балдан Цыдыпов, Эдуард Норполов, Дашибал Мункожаргалов – вот имена молодых ребят, уроженцев агинской земли, ставших Героями России, а также об Алдаре Цыденжапове, получившим звание Героя России в мирное время. Свой рассказ о каждом из них научные сотрудники музея А.Б.Жигжитжапов и И.Т.Дондокова, сопровождали показом слайдов, душещипательными видео и ведением диалога с учащимися.

В беседах подчеркивалось, что необходимо с детства, со школьной скамьи воспитывать в себе честность, добросовестность, храбрость, волю к победе, присутствие духа в опасности, преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу.

В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через высокие нравственные качества, которые рождаются не обязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками, возможно, и рождается тот героический характер человека.

Об известном бурятском писателе, просветителе, краеведе, первом директоре нашего Агинского краеведческого ныне национального музея им.Г.Цыбикова о Жамьян Балдановиче Балданжабоне, которому нынче исполнилось бы 115-лет со дня его рождения, поведала свой рассказ зам. директора музея Шойжит Бадмаевна Арсаланова.

Она рассказала, что в своих произведениях Жамьян Балданович воспевал агинские степи, писал о нелегком труде животноводов, чабанов, механизаторов, об активном строительстве новой жизни, дружбе между народами. Жамьян Балданович – первый из забайкальских писателей – член Союза писателей СССР, его членский билет был подписан А.М. Горьким. Он автор более шестидесяти литературных произведений.

В 1967 году Ж.Б. Балданжабон стал инициатором создания литературного музея Забайкалья в областной библиотеке им. А.С.Пушкина. В экспозициях музея до нынешних дней имеется литература об агинских писателях.

Рассказ об удивительном человеке Жамьян Балдановиче сопровождался слайдами, о том, как он годами собирал редкие и ценные экспонаты, материалы об истории края, которые позже легли в основу окружного краеведческого музея, открытого в 1961г. в п.Агинское. Он стал одним из основателей музея и первым директором. По жизни кропотливый исследователь и знаток народного искусства, вместе с товарищами неутомимо создавали музейный фонд: пешком и на автомобиле ездили по селам округа, заходили в дома и юрты, встречались с людьми, интересовались предметами старины и фотографиями, собирали различную утварь и предметы старины, записывали рассказы, сказания от старожилов.

Проведение таких встреч сотрудников музея со школьниками стал доброй традицией, благодаря которым у детей формируются правильные жизненные ценности, умение принять правильное решение в критической ситуации, воспитание отваги, решительности с малых лет, качества патриота и любови к Родине.

Администратор | 17.04.2024 | Музейная педагогика
На главную