Агинский дацан восстанавливал Жамбал-Доржи Гомбоев. О нем мы и поведем рассказ. Родился он в 1897 году в местности Аса-Шибирь, входящую ныне в состав с. Таптанай Дульдургинского района Агинского Бурятского автономного округа в семье рода бодонгут Дамдинова Гомбо.
К слову сказать, Таптанай является родиной многих выдающихся деятелей бурятского народа. Достаточно назвать имена ряда известных деятелей как вхожий в семью русских императоров доктор медицины Петр Бадмаев, как вышедший из недр бурятского народа один из лидеров Белого движения Дугар Тапхаев, как писатель Жамсо Тумунов и другие. Но вернемся к Жамбал-Доржи Гомбоеву. С малых лет он обучался в Агинском дацане. Окончив философский факультет (Чойра), в 1921 году он получил духовное звание гепши. В период Дальневосточной республики преподавал в Хойморском дацане, какой располагался в современном Туркинском районе Бурятии, буддийскую философию. В советское время вернулся в Агинский дацан, где в 1927 году защитил духовное звание габжа. Когда с лета 1931 года в аймаке наступила полоса народных страданий, и в товарных вагонах многие бурятские семьи стали переселяться в таежный Енисейский край, он решил быть со своим народом и добровольно разделил с ним выпавшие на его долю тяготы и лишения. Десять долгих лет он трудился простым рабочим на стекольном заводе. С начала Великой Отечественной войны, попросился на фронт. Сражался он честно, имел несколько ранений. Его грудь украсили три боевые солдатские медали, одна из них «За отвагу».
А в это время в стране возрождалась духовность. И демобилизовавшись, Ж.-Д. Гомбоев поехал в Агинское, где сразу же включился в работу по восстановлению Агинского дацана и возрождении буддийской религии. Те, кто общался с ним, единодушно говорили, что от него исходила какая-то священная мудрость и душевная теплота, которой он притягивал к себе людей. В общении он был простым, никогда не читал наставительных нотаций, понимал людские нужды и облегчал человеческие страдания; учил уважать достоинство других людей, будь то буддисты, православные или атеисты, и государственные законы, в частности любить труд, а религиозные обряды проводить в свободное от работы время. Он имел дар предвидеть далеко вперед, болел за судьбу Родины и Веры. И много работал, был требовательным к себе и хуваракам-ламам.
В 1956 году его избрали дид Хамбо-ламой Центрального Духовного управления буддистов и ширээтэ-ламой Агинского дацана. И уже в том же году совместно с вновь избранным XVIII-м Пандито Хамбо-ламой Еши Доржи Шараповым он принял участие в Международной конференции по буддизму в непальском городе Катманду и в праздновании 2500-летия со дня рождения Будды в индийской столице Дели. Данными поездками буддийские лидеры СССР открывали двери буддизму в нашей стране и показывали мировому сообществу, что здесь за религиозные убеждения более никто не преследуется, как это было в недавнем прошлом, и что любой человек теперь волен исполнять свои религиозные чувства.
В 1963 году на очередном большом хурале Жамбал-Доржи Гомбоева избрали высшим духовным лидером всех буддистов в СССР. Он стал XIX-м Пандито Хамбо-ламой. В данной должности он оставался дольше всех послевоенных руководителей Центрального Духовного управления буддистов — 19 лет. Главным его достижением явилось то, что он вывел буддистов нашей страны из мировой изоляции и стоял у истоков создания Азиатского буддистского комитета за мир. Обладая огромным личным авторитетом, тонким умом и проницательностью не только священнослужителя, но политика и дипломата, он добился осуществления преемственности между старым поколением лам, к которому принадлежал сам, и послевоенной молодежи. На момент его избрания Пандито Хамбо-ламой в штате Иволгинского дацана состояли ламы, бывшие людьми преклонного возраста. Готовить молодые кадры было негде. Неоднократно ставя перед правительством данный вопрос, Ж.-Д. Гомбоев все-таки сумел переломить существующее мнение о том, что и духовенству необходимо учиться и готовить свои кадры. И он добился, что Совет по делам религий при Совете Министров СССР 13 ноября 1969 года своим указанием № 267 разрешил, наконец-то, открыть в Улан-Баторе (даже не на территории СССР) Буддийский институт при монастыре Гандантэкчэнлийн хийд. 27 сентября 1970 года Жамбал-Доржи Гомбоев и совместно с Хамбо ламой Монголии Гомбожавом открыли это высшее учебное заведение. В первый год из СССР разрешили принять только 9 абитуриентов. Потом было больше. Данное духовное учебное заведение стало кузницей кадров по подготовке лам нового поколения. Именно его выпускником был нынешний XXIV-й Пандито Хамбо лама Дамба Бадмаевич Аюшев. Своей подвижнической деятельностью Пандито Хамбо-лама Ж.-Б. Гомбоев внес неоценимый вклад по установлению и укреплению связей буддистов СССР с буддистами других стран, по их международному признанию. С миссией мира он посетил 16 государств, в основном Юго-Восточной Азии. В ряде стран, например, Непале, Шри-Ланке, Бирме и Индии, он являлся почетным доктором академий. Именно ему удалось организовать в 1979 году первый в истории Советского Союза приезд в нашу страну Его Святейшества Далай-ламы XIV Тензин Гъяцо. Жамбал Доржи Гомбоев вышел в отставку в возрасте 85 лет. Его избрали почетным Хамбо-ламой. За свою подвижническую жизнь, кроме названных уже боевых наградах, он награждался многими правительственными наградами, среди которых достойное место занимали ордена Дружбы народов и Знак Почета, медаль Мира и медаль Азиатского Буддийского комитета за мир.
Ж.Д. Гомбоев принадлежал к известному среди забайкальских бурят роду, среди которого немало известных людей. Один из них – Дабанима Цынгеев, ученый-биолог, живет в Улан-Удэ. Другой – Ешинима Гомбожапович Цынгеев — известен тем, что в девяностые годы был председателем Читинского городского Совета народных депутатов. В 2006 году XXIV-й Пандито Хамбо лама Д.Б. Аюшев посетил родину Жамбал-Доржи Гомбоева в с. Таптанай и в местечке Аса-Шибирь освятил место для возведения посвященного ему субургана. А 22 августа 2007 г., в присутствии всех лам Восточного и Западного Забайкалья и большого скопления местного населения состоялось его открытие.
местность Аса-Шибирь. с.Таптанай
Ламы восточного и западного Забайкалья на открытии субургана