Агинский национальный музей им.Г.Цыбикова продолжает публикации материалов по итогам Научно-практической конференции «Цырендашиевские чтения – 2020».
Сегодняшний материал Колобовой Виктории Александровны, хранителя музея с.Бальзино, который получил 1 место среди докладов Дульдургинского района.
Война – тяжёлое и суровое испытание для народов. Она приносит беды и страдания, увечья и смерть людей, разрушение материальных и культурных ценностей. Защищать Отечество были призваны 5860 агинчан, из них 107 бальзинцев. Многие не вернулись с поля брани, и 54 из нашего села.
Тысяча четыреста восемнадцать дней и ночей великой войны коснулись каждой семьи. Сколько горя, боли, надежд, радости пережили люди! И те, кто сражался на фронтах, и те, кто ковал победу в тылу, стали частью истории Отечества.
Время бежит неумолимо. Редеют ряды фронтовиков. С каждым годом их становится всё меньше и меньше. Сейчас участников войны в районе можно пересчитать по пальцам, а в нашем селе остался один. И как не жаль, близится то время, когда трудно будет сыскать живого свидетеля великой битвы.
Поэтому воспоминания наших земляков – участников войны о том времени бесценны. Моё поколение, в школьные годы, часто встречалось с ветеранами. Это были классные часы, встречи-воспоминания, вечера – диспуты и др. А также работая в краеведческом кружке, под руководством Тимофеева В.П., мы встречались и записывали воспоминания ветеранов о том не лёгком времени. Но познакомившись с материалами сельского музея, я обратила внимание, что материалы об участниках ВОВ мало сохранились, т.к. после смерти Валерия Петровича так и не нашёлся достойный человек -хранитель истории. Да и помещения подходящего нет — музей ютится в подвале школы. В музее моё внимание привлёк материал о Бякове Иване Ермолаевиче — одна единственная статья В. Балдоржиева, районная газета «Ленинец» 1982 г., и несколько слов над фотографией. А ведь в послевоенное время он был востребован и активно занимался общественной жизнью. И мне захотелось поподробнее рассказать об этом удивительном человеке.
1960 год
Великая Отечественная война никогда не станет для нас сухими страницами истории. Память о ней горькая и гордая, жива в наших сердцах. Она, эта память – наше общее, народное достояние.
Старинное забайкальское село Бальзино. Красива вокруг природа круглый год. Говорят, в лесу плохой погоды не бывает. Мужественна и необъятна тайга. И люди здесь живут такие же. Загадочна тайга. Загадочны и души людские. Но стоит лишь порой раскрыть одну из них… И такие россыпи засияют за внешней угрюмостью и замкнутостью!
Жил в Бальзино ветеран войны и труда Иван Ермолаевич Бяков. 1909 года рождения, уроженец с. Масловка Архангельской области. Невысокий, согнутый годами, давно уже прежде смоляные волосы подбиты житейским серебром. Иван Ермолаевич прошел через всю войну с июня 1941 г. по октябрь 1945г. Воевал в разведке в составе 97 разведывательной роты, 24 стрелковой дивизии на Волховском и 2-м Белорусском фронтах, а также на востоке по разгрому империалистической Японии.
В начале войны был командиром взвода, а затем командиром разведки. В период войны был доставлен не один десяток пленных. Войну закончил в звании капитана.
В 1942 году, после жаркого боя, сидя в сыром окопе, писал он химическим карандашом стихотворение. А с поля боя несло гарью, еще дыбилась от взрывов земля. Не о том ли памятном случае вспоминает старый солдат, провожая на службу молодых бальзинских ребят, выступая, с напутственной речью?
Оборонялся Ленинград. Гнулась под легким утренним молодая трава. Впереди чадили несколько танков. И была пугающая тишина. Бойцы ждали. Ждали, сжимая до ломоты в кистях еще теплые неостывшие трехлинейки. Начиналась очередная атака. Сначала из-за бугров, смятой травы, кустарника, балок показывались тускло мерцающие каски, потом — и сами фашисты, и наконец — атакующая лавина. С неба вгоняли бомбы в землю юнкерсы, била артиллерия, изрыгали огонь танки. И все это обрушивалось на потрепанный батальон бойцов, оглохших от разрывов, перевязанных своими же просоленными гимнастерками, прокоптившихся от гари, не спавших уже трое суток и потому уже потерявшим счет атакам. Обрушивалась, чтобы вновь и вновь откатываться назад, оставляя на исковерканном поле множество неподвижных темно — коричневых бугорков.
Вечерело. На западе полыхал багровый закат. Лейтенант Иван Бяков оглядывал местность. И в который раз не мог насладиться удивительным созданием природы. Такие места, наверное, предназначены для курортов, для блаженного и мирного отдыха. И эта земная красота коверкалась войной. И, достав потрепанную тетрадку, лейтенант начал писать:
Это был красивый
«Красный бор»,
Цветы, скамейки,
клумбы, карусели,
Здесь многие из
Ленинграда отдыхали.
А в центре, на площадке,
девушки с Трехгорки
танцевали…
Лейтенант Бяков не был поэтом. Но, видимо, есть в человеческой жизни такие минуты, когда ему просто необходимо выразить свои чувства
высоким «штилем». Именно такое чувство и овладело лейтенантом после боя. Склонившись над тетрадкой, он торопливо записал:
« И вот война — все стало по-другому
Ячейки, блиндажи, окопы,
За кустами минометы.
В укрытиях лесной опушки
Стояли полковые пушки…»
…А потом, на заре снова начался жаркий бой. Сильно поредел батальон. Погиб парторг Прудников, бывший свердловский рабочий.
Лето 1942 года. Жаркое солнце, жаркий бой. Соленый солдатский пот, разбитые окопы, и кровь людская вперемешку с землей. Не водица — лилась человеческая кровь. Много осталось в тех окопах «наших стриженых ребят». … Я слышал, как река стонала
И как тягуче мины выли.
Я видел, как на плащ-палатке
с оторванной ногой
Парторга Прудникова выносили.
Иван Ермолаевич Бяков вернулся с этой жесточайшей войны. Дважды был ранен. И ранения до конца дней напоминали о себе. Но он постоянно хранил в памяти те фронтовые дни:
Здесь все: земля и лес,
и даже воздух.
По содержанию и цвету
изменились,
Все превратилось в
черноту,
А ночью пламенем
озарилось…
… Идёшь по улице села, вдыхаешь свежий, холодящий воздух. И, увидев тайгу в синеватой дымке, высокое чистое небо, вдруг невольно вспомнишь это четверостишие: «Все превратилось в черноту. А ночью пламенем озарилось». Но представить этого никак не можешь. Нам просто этого не дано. Не дано, благодаря таким, как этот маленький, иссушенный годами и невзгодами человек, читающий вновь и вновь свои фронтовые стихотворения, заново переживающий памятные бои, военные дороги, горечь поражений и радость побед. Именно про таких несгибаемых людей писал Твардовский: «И не раз в пути привычном, у дорог, в пыли колонн, был расстрелян я частично, и частично истреблен».
Читает ветеран дорогие ему строки. Память уносит в тот далекий и яростный 1942, к берегам кипящего Волхова, где был он лейтенантом, командиром взвода разведчиков. А, может быть, ему вспоминаются непролазные топи Синявинских болот, чавкающее днище окопов и беспрерывная пальба вражеских орудий по осажденному Ленинграду? Там он уже командовал ротой. Этого не забыть никогда. Ленинград. …Все пройдет, о многом позабудешь. Но об этом вот никогда баррикады, суровые люди, осажденные города.
Враг, надеясь на какое-то чудо, все перебрасывал и перебрасывал новые силы, пытаясь сжать железными тисками горло блокады. Напрасные надежды.
По древнему северному озеру Ильмень, в редеющем сумраке бледно лилового рассвета скользил на лыжах в колонне бойцов и старший лейтенант Иван Бяков. Торопился на помощь городу.
После прорыва блокады, часть, где служил Бяков, овладела городами: Нарва, Древний Псков, Великий Новгород.
Прошел солдат Отечественной воины Иван Бяков по фронтовым дорогам Европы — освобождал многострадальную, Польшу. Потом были бастионы Кенигсберга.
У Ивана Ермолаевича мирная и замечательная профессия, он — агроном. Но пришлось ему вспахивать землю совсем не по-мирному.
Осенью 1945 года помощник начальника штаба батальона по разведке капитан Иван Ермолаевич Бяков сделал свой последний выстрел в честь Победы. Было это уже на востоке после разгрома Квантунской армии.
Уроженец Архангельской области после войны остался в Забайкалье. Домой после войны не смог вернутся, так как думал, что все его родные погибли на оккупированной территории – четыре сестры: Люба, Антонина, Вера и Руфима. От них не было весточек. Устроился работать в подсобном хозяйстве Дарасунского военного санатория вначале агрономом, а затем и бухгалтером пришлось. Там и познакомился со своей будущей женой Александрой Варфаламеевной Кузьминой.
Иван Ермолаевич с супругой
В 1953 году они переехали жить в село Бальзино. Здесь он работал в колхозе, был председателем, а затем и секретарём сельского Совета. По рассказам односельчан – это был образованный, эрудированный и добропорядочный человек. Он стал коренным забайкальцем. По воле судьбы ему удалось разыскать своих сестёр. Они не однократно приезжали к нему в гости, и Иван Ермалаевич с женой тоже гостили у них.
Бяков с сестрой Антониной её сыном и внуками (1972 г.)
И.Е.Бяков с сестрами Верой и Руфимой (1972 г.)
Иван Ермолаевич с сестрой Руфимой (1975 г.).
Он вёл большую военно-патриотическую работу среди молодежи. Был председателем Совета ветеранов в селе.
Таков был Иван Ермолаевич Бяков- наш земляк, старый солдат кавалер ордена Красной Звезды, орденов Отечественной войны I и II степеней, медалей «За Победу над Германией», «За победу над Японией», «За взятие Кенигсберга», «За оборону Ленинграда» и других юбилейных медалей.
Умер ветеран 2 июля 1983 г. на 74 году жизни.
У каждого была своя судьба, свои фронтовые дороги, одни сражались под Брянском и Гомелем, другие под Сталинградом, одни дошли до Берлина, другие до Праги, третьи до Порт – Артура.… Каждому выпала своя доля, но война была их общей судьбой – судьбой всего народа. Им нужно было выстоять и победить, и они выполнили свой долг.
Иван Ермолаевич на встрече с пионерами школы (1973 г.)
Они и сегодня живут рядом с нами – солдаты той Великой Победы. В послевоенные годы свой подвиг они продолжили в подвиге трудовом: поднимали хозяйство, предприятия местной промышленности, строили школы, заводы, развивали сельское хозяйство. Их труд, их опыт, их заслуги есть достояние нашего края. Каждый из этих людей неповторим и ценен. Заботиться о них – наш гражданский долг.
И.Е. Бяков (слева), Д.И. Орлова, Н.П. Тимофеева, И.И. Давыдов
на праздновании 37 – годовщины Победы в ВОВ (1982 г).
Однако раны и возраст берут своё – всё меньше среди нас ветеранов. Но чем дальше уходят в прошлое те события, тем всё ощутимее потребность сохранить поимённую память о тех, кто кровью и жизнью своей сохранил Великую Победу. Так давайте пронесём память о ветеранах от поколения к поколению. Не теряя данные о них, а собирая по крупицам всё новые и новые, чтобы наши дети и внуки могли знать о подвигах своих прадедов, прапрадедов.
Колобова Виктория,
хранитель музея с.Бальзино