Пояс
Пояс был обязательной принадлежностью мужского халата, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам. Утилитарная функция пояса — подпоясывать прямой по крою мужской халат. Пояс при этом задерживал холод, что было немаловажно при верховой езде. Мужские халаты шились без карманов; подпоясавшись, за пазухой носили пиалу, кисет, трубку и другие необходимые принадлежности. Пояс также выполнял роль своеобразного корсета, при длительной езде верхом спина и стан получали дополнительную опору и были защищены от простудных заболеваний. Пояса могли быть вязаными, ткаными из овечьей шерсти темных цветов, по размерам были широкими и длинными. Длину пояса определяли в две длины вытянутых в стороны рук, ширину — в три ширины от ногтя большого пальца до среднего пальца (3 hоом).
К началу XIX века такие пояса уже не делали. В конце XIX — начале XX вв. использовались шелковые и полушелковые фабричные пояса, которые покупали у китайских торговцев, а с конца XIX в. такие пояса стали привозить и продавать их на ярмарках в Иркутске, Верхнеудинске и других местах русские купцы.
Пояс, который носили дети поверх одежды, когда-то также был связан с древним обычаем и должен был, по представлениям бурят, охранять детей от злых духов.
Немаловажную роль играл пояс в бурятских обрядах. Пояс для бурята был не только знаком его чести и достоинства, но порой становился выражением отношений. Старинный обычай обмена поясами (бэhэ андалдаха) совершался как акт установления дружеского союза или побратимства, или как часть разработанного сценария с ритуальными действиями по случаю брачных союзов. В таких случаях пояса выступают как символы закрепления дружеских, побратимских и родственных отношений. Обменявшиеся поясами становились друзьями, побратимами или сватами. Нередко побратим становился выше родных. Часто при установлении побратимства обменивались не только одним поясом, а целым поясным набором, включающим нож в ножнах, табакерку, иногда седло и даже скакуна. Если учесть, что эти предметы изготовлялись или украшались драгоценными камнями и металлами, то их материальная ценность была велика. Потомки, соблюдая обычай, с почтением относились к побратимам своих отцов и проявляли к ним сыновнее почтение и уважение».
С поясами были связаны определенные запреты. Сняв с себя пояс, обязательно завязывают его посередине узлом и после этого вешают высоко на гвоздь или крюк. Пояс нельзя бросать на землю, перешагивать через него, отрезать, отрывать.
Нож
У кочевников бытуют пословицы: «Муушье haa, эрэ, мохоошье haa, хутага» («Хоть плохой, но мужчина, хоть тупой, но нож»); «Бэhэтэй хyниие yргоод ябабалшни, тулга болохо, дараад ябабалшни, дарамта болохо» («Если будешь поднимать, поддерживать мужчину — он будет тебе опорой, если будешь его давить — станет тебе обузой»).
Нож и огниво (хутага, хэтэ) — чаще всего они встречаются в nape — обязательно входили в экипировку мужчин. Нож вместе с ножнами мог быть подарен в благодарность за какую-либо услугу или выступать в качестве обмена дарами.
Первичная утилитарная функция ножа — как орудия защиты, как предмета, необходимого при трапезах с мясными блюдами -дополнилась со временем новой функцией — декоративной: нож стал предметом украшения костюма. «По всей видимости, нож и огниво заняли место колчана и налучника, покрытых железными посеребренными пластинками, когда-то составлявшими главную принадлежность мужчины-охотника и воина, защитника семьи и рода от всяких напастей».
У бурят издавна существовал обычай — при рождении сына отец заказывал для него нож, который тот передавал своему сыну, таким образом, он передавался из поколения в поколение. Если пояс считается символом мужской чести и достоинства, то нож является хранилищем его души, жизненной энергии. Нельзя было передавать нож другим лицам, особенно чужим.
Огниво
Огниво — парный предмет к ножу — плоская кожаная сумочка, типа кошелька, размером 4-5х7-10 см, внизу к нему прикреплено стальное кресало. Лицевая сторона огнива украшалась серебряными накладными бляхами с чеканными узорами, среди которых преобладали зооморфные, растительные и геометрические. В кожаном кошельке хранились трут и кремневый камень, при помощи которых высекались искры и добывался огонь. Огонь также имел большое символическое значение как символ жизни, тепла, очищения и возрождения.
Поэтому огниво как источник огня — один из сакральных предметов в мужской экипировке, носят его так же, как нож, на поясе, образуя триаду — пояс, нож и огниво.