Считается, что для бурята-кочевника счастье — это многочисленное потомство, размножение пяти видов скота, изобилие молока и мяса. Белая молочная пища — это высшая категория пищи монгольских народов, пища священная, ибо все живое на Земле вскормлено материнским белым молоком.
Подготовка к празднованию начинается у монголов задолго, обычно за месяц до начала праздника. Впрок заготавливают молочную пищу — сметану, аарса, масло, мясо и другие продукты.
Хозяйство тщательно убирают, мусор со двора вывозят: идеальная чистота символизирует чистоту помыслов человека. Иначе не зайдут в дом божества, существа десяти сторон света и другие гости.
Как говорит лама, за три дня до наступления праздника в храмах совершается особый молебен, посвященный дармапалам — десяти божествам-защитникам Учения. Наибольшее почитание среди них воздается богине Шри-Дэви.
В канун праздника во всех домах проводится особый обряд очищения — гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека «выбрасываются» все неудачи и все плохое, накопившееся за предыдущий год. В двадцать девятый день по лунному календарю в ритуальном костре «Дугжууба» сгорают все нечистоты тела, речи и ума каждого человека.
Как правильно накрыть стол для бурханов
В начале стола надо положить друг на друга 5 хадаков: внизу желтый, далее зеленый, красный, синий и белый. Или можно положить и один хадак —синего цвета.
На столе должно стоять 9 видов белой пищи (йогурты, молоко, кефир и т.д.), мясо, фрукты, торт, сладости. Очень важно, чтобы продукты были хорошего качества, то, что любите вы сами.
Перед бурханом нужно поставить 7 чашечек. В первой чаше вода: в ней бурхан моет руки. Во второй — также вода: в ней бурхан моет лицо. В третьей — цветок. На дно чаши надо насыпать рис, а сверху воткнуть сам цветок: бурхан вдыхает аромат цветка. В четвертой чаше — рис и сверху должны быть 9 хужэ: бурхан очищается его ароматом. Далее стоит зула. В шестой чаше — вода: ее бурхан пьет. В седьмой чаше — балин. Стол для бурханов должен стоять нетронутым 15 дней. Каждый день надо его обновлять: менять воду в чашах, еду и т.д.
В первый день Сагаалгана нужно встать очень рано — в 4—5 часов утра. По поверьям, ранним утром, до восхода солнца, в каждый дом заходит богиня Балдан Лхамо, которая подсчитывает всех людей. Проспавшие ее приход, считается, упускают свое счастье на целый год.
Проснувшись, после утреннего туалета необходимо зажечь зулу, воскурить санзай (благовоние), преподнести тахил (подношение) Трем драгоценностям (Будде, дхарме и сангхе), хозяевам местности на улице поднести божествам сэржэм (божественный напиток в виде чая, молока или водки), разбрызгивая по всем сторонам со словами: «Ом а хум», что означает «Тело, речь и ум». После этого буддисты отбывают в дацан, где и встречают праздник Белого месяца вместе со священнослужителями. Нужно просить, что бы год был удачным.
В стороны, которые плохие в этом году для человека нужно ургэхэ (подношение) особо тщательно.
В дни Нового года, обычно во второй день по лунному календарю, совершается обряд «запуска коня ветров»: изображение «коня ветров», освященное в храме, привязывают к дереву или специальным местам таким образом, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Считается, что «конь ветров» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.