Агинская степь, как известно, была испокон веков местом, где ведущую роль играло кочевое скотоводство в его традиционной форме, с соответственно приспособленным укладом жизни населения. Все, начиная от домашней утвари, одежды и, конечно же, жилище (юрта), было приспособлено под кочевой образ жизни. С появлением поселенцев с во второй половины 18 века произошли существенные изменения во всех сферах жизни кочевых народов Аги, это привело к преобразованию образа жизни скотоводов в земледельцев-скотоводов и положило начало оседлой жизни Агинских бурят. Первым поселенцем селении Аги является Василий Петрович Татауров.
В 17 веке, бросив обжитые места у Белого моря через Тобольск, преодолевая бурный и коварный Енисей шли люди, в том числе и род Татауровых в поисках свободных земель и вольной жизни на восточных окраинах, тогдашней России. По ходу своего путешествия Татауровы ставили деревни, с хлебопашеством под названием «Татаурово» в Иркутской губернии возле реки Лены, в Прибайкалье в Бурятии (сегодня это станция Татаурово). И только четверо братьев с семьями со скарбом продолжали свой путь, гонимые то ли жаждою новизны, то ли поиском еще более благодатных мест — Владимир, Петр, Александр и Гаврил Пантелеймоновичи. И вот вроде бы нашли то, что искали, – земли у озера «Иргень» пришлись им по душе. А вот обосноваться им было не суждено, потому что новые поселенцы не впали в немилость местному воеводе Афанасию Петровичу Пашкову. Братьям пришлось уходить дальше за Яблоневый хребет на реку Ингоду.
Весной 1653 году на реке Ингода обосновались пашенные братья крестьяне. «Они снабжены всем необходимым пашенным инвентарем, поставили деревянные дома и завели пашни хлебные и сенокосные, а живут здесь крестьяне Татауровы с женами, сынами и дочерьми» – сообщал Петр Бекетов, в своих описях, направляемый воеводе Афанасию Петровичу Пашкову. Обосновавшись, братья занимались крестьянским трудом, жили в заботах и работах, но спокойно. Выстроили сообща водяную мельницу на протоке. Так на реке Ингода выросло еще одно поселение и тоже с названием «Татаурово». 1701-1710 годы в село стали прибывать новые поселенцы с Урала, Вятки и других дальних мест. Обжитые плодородные земли привлекали местных (здешних) состоятельных людей, которые пользуясь более высокими финансовыми возможностями направляли воеводстве казенные бумаги на владение землей, порой уже обработанной сельскими землепашцами. Это создавало смуту, недовольство со стороны первых поселенцев.
Шел 1744 год. Старший из Татауровых Владимир Пантелеймонович собрал всех братьев у себя дома, с начала они поговорили о домашних делах, о хлебе, земле и тогда Владимир сказал: «Побывал я Читинске это вы знаете. Так вот довелось мне там услышать рассказ одного мужика на торговых рядах. Мужик этот говаривал, что верст за сто лишним в сторону солнца на юг есть очень много непаханой земли и реки есть малые и большие, и сенокосы не кошенные, а живут там буряты-кочевники и другие вроде их, ну вроде этих хоринцев, что нам помогали в кочевье у озера Иргень. Но они только скотом занимаются, хлеба не сеют, сена не косят. Так вот я кумекаю: а что если поразведать те места, да и, может перебраться туда? Думайте. Земля то пока нам неведома и всем сразу срываться с обжитого места не след, как бы не обмануться. Али тут оставаться? Не угадаш, как оно дале будет. Вон сколь народу-то идет сюда нового – служивые, зажиточные крестьяне, голодранцы с Урала, отовсюду. Уже грабежи пошли, воровство, по все местности пакостят». Посидев не мало времени, обдумав предложение старшего, братья решили весной отправить сына Петра – Василия. Василий был молодым да удалым, смышлен в работе, знал о строительстве мельницы. За зиму стали братья готовить Василия путь –дорогу, незнакомую, дальнюю и долгую. За зиму добротно отремонтировали телегу, откормили коня, заготовили продукты, пашенный инвентарь, снасти рыбачьи и охотничьи. И ранней весной 1745 года проводили Василия в неизведанную дорогу, возлагая на него большие надежды. До Читинска провожал племянника Владимир. Выехав их Читинска Василий только на второй день добрался до Ингодинской переправы. Переночевав, утром Василий отправился дальше в путь. В глухой тайге Василию казалось не будет конца той еле заметной дороге, которой указывали ему в Читинске еще 4 дня назад. Неведомая дорога от хребта стала едва заметна, Василий придерживался ручья, который убегал вниз. Спустившись с вершины в открытую степь Василий увидел простор, где открывалась голая от леса и больших гор бескрайняя, казалось, степь. Так Василий прибыл в Агинскую степь. Тут для Василия было все: река с рыбой, рядом тайга, простор и людей чужих не видать, не слыхать. Василий Татауров обосновался на Хойто-Агинской земле именно на той местности, где сейчас называют «Татаур толгой». Несколько лет прошло, как Василий здесь поднял пашню, построил деревянный дом, установил на реке мельницу. В это время появился в доме Василия человек по имени Герасим Наумов, который останется у него до самой своей кончины. Герасим помогал по хлебным и мельничным делам, а свободное время выращивал сад, приезжающих на помол зерна, людей он просил, чтобы они привозили деревца яблонь, черемухи. Герасим с любовью высаживал эти деревца в Хойто-Аге, создавая сад. Это место носит название «Наум Хунхэр». Незнание бурятского языка затрудняло общение с местными жителями и тогда человек по имени Жалсарай привез молодую женщину-бурятку, свою дочь знающую русский язык и оставил в качестве толмача (переводчика), и оказания помощи в приготовлении пищи в доме. Она в последствии стала женой Василия, подарила сына Александра и дочь Аганю. Первый дом, построенный Василием Петровичем для сына Александра был поставлен на берегу реки Ага в 1779 году, который считается основоположником селения Агинское.
Так, в новом селе Ага уже в 1801 году обосновались переселившиеся три ветви рода Татауровых и все говорили на двух языках на бурятском и на русском, некоторые даже писали на старомонгольском языке. Соблюдали обычаи и традиции бурятского народа, учили своих детей, внуков, правнуков.
Зимой сюда, к обжитому месту, защищённому горами от ветров, подкочёвывали со своими юртами буряты из бедного сословия. Относились друг другу дружелюбно, делились с поселенцами мясом, молоком, шкурами, помогали в весенних работах, в строительстве села и во всех крестьянских делах. Село разрасталось с каждым годом, по мере того, как подрастали дети, всем родом строили дома. Получилась впоследствии целая улица. Так появилась улица Татаурова. На сегодняшний день улица Татаурова лежит на федеральной трассе, она делит посёлок на заречную и центральную части.
Эти дома – чистая копия домов, которые строили по Беломорью и северу Урала. Такие дома есть по Енисею, в верховьях Лены, в с.Татаурово Иркутской области, на Ингоде, в с.Татаурово Забайкальского края. Кроме Татауровых прижились в Аге семьи Видяпиных, Бронниковых, Чистохиных, Швецовых, Мурзиных, Бутиных, Гантимуровых и др.
От Хойто-агинского смешанного корня пошел род Татауровых, потомки которых сегодня проживают в поселке Агинское и других уголках страны по пятому-шестому поколению.
Во все времена и везде славились Татауровы защитниками родного Отечества, умелыми плотниками, кузнецами, меткими охотниками, шорниками, сапожниками, учителями и священнослужителями.
Селение Ага, основанное на соляной дороге, обрело значение опорного пункта торговли, оно стало связующим звеном между Читой и Маньчжурией.
В итоге с приходом поселенцев у Агинских бурят произошёл постепенный переход к оседлости и к земледелию, пашенное земледелие сочеталось со скотоводством. По мере развития товарно-денежных отношений буряты заводили усовершенствованные сельскохозяйственные орудия: плуги, бороны, сеялки, молотилки, осваивали новые формы и методы сельскохозяйственного производства. Из ремёсел были развиты кузнечное, обработка кож и шкур, выделка войлока, изготовление сбруи, одежды и обуви, столярное и плотницкое дело. Буряты занимались выплавкой железа, добычей слюды и соли. С переходом к рыночным отношениям у бурят появились свои предприниматели, купцы, ростовщики, получили развитие лесной, извозный, мукомольный и др. промыслы.
Сегодня потомки рода Татауровых благодарны первому Татаурову Василию Петровичу, который пришел на древнюю землю бурят с миром, добром, обосновавшись здесь, завел дружбу с местными жителями. Он стал для кочевников приближенным, породненным, овладевшим бурятским языком, соблюдал обычаи и традиции исконных хозяев этой земли, учил этому своих детей, внуков и правнуков.
Судьба. Она сводит и разводит людей, а вот гонимые судьбы как правило сходятся в одно русло и обретают счастье. Так произошло с Василием Татауровым и Лхамой и Жалсараем.