Первый деревянный обелиск здесь в местности Угалза был установлен еще в 1933 году. От дороги ведет асфальтированная дорожка, сделана металлическая ограда, уложена тротуарная плитка… В августе 1918 года между Оловянной и Цугольским дацаном произошел ожесточенный бой красных отрядов Забайкальского (Даурского) фронта с пехотой и конницей атамана Семенова, который закончился не в пользу революционных сил. Красные партизаны были рассеяны и, прорывая вражеское оцепление, небольшими конными группами уходили от преследования. Одна такая группа, побывав в родных приононских селах, через кункурскую степь, сделав короткую остановку в местности Куйтун, вошла в село Агинское и разместилась в домах жителей центральной части. В числе прибывших были два агинчанина — Николай Носырев и Дорофей Разгильдеев.
Как же они стали красногвардейцами Забайкальского фронта? В июле 1918 года через Агинское из Читы проходили бойцы Красной гвардии, чтобы дать отпор особому маньчжурскому отряду, вторгнувшемуся в пределы Забайкалья с целью свержения советской власти.
Группа красногвардейцев из 2-го революционного отряда читинских железнодорожников под командованием Ивана Покорного сделала по пути остановку в селе Агинское. На сходе жителей был проведен митинг, посвященный обстановке в Забайкалье и защите советской власти от врагов. Прошла запись добровольцев на забайкальский фронт. Так с отрядом Ивана Покорного ушли восемнадцатилетний Николай Носырев и двадцатилетний Дорофей Разгильдеев, которые были зачислены в состав Борзинского полка.
А возвратились они в ночь на 26 августа 1918 года с красными партизанами из приононских сел Икарал, Цасучей, Чиндант, Усть-Иля и других. В это же время на станцию Могойтуй прибыл воинский эшелон с авангардным отрядом I-го Средне-Сибирского корпуса и чехами, поднявшими мятеж против Советской республики. Командованию белочехов стало известно о том, что в Агинском находятся участники боев на Забайкальском фронте, и в село срочно была направлена хорошо вооруженная конная полусотня с ручным пулеметом.
Белочехи предъявили ультиматум о сдаче оружия и пообещали красным бойцам, что на станции Могойтуй после проверки и некоторых других формальностей они все будут отпущены по домам.
Партизаны согласились не сразу, но после совещания решили сдать винтовки и патроны. Вечером 27 августа они пришли в здание Агинской степной думы, не подозревая об опасности, и внезапно были окружены и разоружены. Утром 28 августа их под усиленной охраной пригнали на прихрамовую площадь. Сюда же пришел с винтовкой и Николай Носырев, которого, уже безоружного, втолкнули в общую группу арестованных.
Площадь была оцеплена, и никого из местных жителей не подпускали к ней. Конные белочехи рыскали по селу в поисках возможно укрывшихся красных партизан. Один из них подскакал к дому Михаила Никитовича Перминова, жившего по улице, которую в мае 1918 года переименовали в Красноармейскую, и крикнул: «Есть партизаны?». В доме находился А.Н.Житников – тридцать четвертый партизан, прибывший в Агинское с большим опозданием. Это и спасло ему жизнь. Перминовы не выдали его, а еще успели спрятать коня в стайку, а затем и проводили из Агинского. В доме Перминовых оставались трое жителей села Усть-Иля, которые приехали на двух подводах и назвали себя Неволиными. Они говорили, что своему брату – красному партизану — привезли продукты и теплую одежду по договоренности заранее. Вот их-то и мобилизовали с подводами каратели.
Таким образом, разоруженные красные партизаны утром 28 августа в 11 часов, окруженные плотным кольцом всадников, с песней направились по улице Трактовой (ныне Ленина) по дороге в сторону Могойтуя.
Некоторые жители Агинского, находившиеся 28 августа на сенокосе в долине реки Аги, видели, как белочехи ударами плеток и прикладов подгоняли арестованных. А в десяти километрах от села в местности Угалза на косогоре недалеко от дороги они по приказу есаула и под командой сотника Евдокимова были расстреляны. Погибли мобилизованные со своими подводами, ни в чем неповинные два брата Неволиных, а с ними четырнадцатилетний подросток – сын одного из братьев. Красному партизану Егору Елизарову было только семнадцать лет. Чудом из окружения удалось вырваться Николаю Носыреву. Но, не добежав до спасительных кустов, был застрелян. Пытался убежать и подросток, но его пуля настигла на пригорке.
Храбро погиб Дорофей Анисимович Разгильдеев, но не вместе с красными партизанами, а в другом месте. Двадцатилетнего бывшего учителя, знавшего Приононье, его товарищи по отряду отправили с разведовательной целью: узнать есть ли в ононских казачьих станицах и поселках семеновцы, которых поддерживало основное население. Утром, при выезде из Кубухая, Дорофей столкнулся с разъездом ОМО из пяти вооруженных конников. Они попытались задержать незнакомца, Дорофей прорвался сквозь строй, но уйти от погони на раненом коне не смог. В перестрелке с семеновцами Разгильдеев погиб. Жители Кубухая по-христиански похоронили Дорофея Анисимовича Разгильдеева на том же месте, где он погиб. Почти тридцать лет (1930-1960гг.) памятник 33-м партизанам, сооруженный на народные деньги, оставался деревянным и еще почти четверть века – безымянным. Только весной 1960 года чуть выше деревянного обелиска был сооружен другой — из кирпича, огорожен. Члены лесничества Агинской восьмилетней и учащиеся Ага-Хангильской средней школ здесь посадили тридцать три саженца сосны.
В 1983 году на памятнике появилась мраморная плита с тридцатью именами. Поиском занимались агинские краеведы Дамдин-жу Найданович Найдано, писатель Жамьян Балданович Балданжабон, житель Агинского Прокопий Алексеевич Носырев, преподаватель географии АСШ №2 Зоя Васильевна Петрова, учителя и учащиеся, краеведы Ононского района.
Летом 2006 года памятник капитально отреставрировали, территорию привели в надлежащий вид. Осенью состоялось открытие, на которое были приглашены делегация Ононского района, родственники партизан из сел Икарал и Чиндант, учителя и учащиеся школ, которые вели поиск имен своих земляков, погибших от рук белочехов под Агинском. Здесь участники митинга произвели подсадку восемнадцати сосенок.
Жива история – жива и народная память. В селе Икарал Ононского района около сельского Дома культуры есть памятник борцам за Советскую власть в гражданскую войну в Восточном Забайкалье, напоминающий своим видом обелиск, что находится на склоне горы Угалза. В 1937 году труженики двух колхозов «Ага» и Мун ажил», объединившись, назвали свой колхоз имени 33-х партизан, а бывшая центральная усадьба этого хозяйства до сих пор называется хутором им. 33-х партизан. В селе Амитхаша есть улица, которой было присвоено одноименное название.