Сагаалган — один из наиболее традиционных, любимых, долгожданных бурятских праздников, связанных с началом Нового года по старинному лунному календарю. Считается, что это праздник семейных ценностей, веры в лучшее будущее для своих близких, добрых намерений и начала новой жизни…
Принято считать, что достойная встреча Нового года поможет укреплению здоровья, долголетию всем членам семьи, материальному достатку. И здесь главное – встретить Сагаалган без обид, зависти, злости, только с чистой душой и свободным от отрицательных эмоций сердцем.
К одному из символов этого праздника, символу гостеприимства, чистоты и бескорыстия дарящего, дружеского и радушного отношения, а также сострадания, относится хадак. Хочется поделиться о том, как его использовали с древности, каких цветов бывает хадаки, а также ознакомить вас с видами хадаков.
Хадак – шарфик или платок в форме длинного узкого прямоугольника. Этот предмет обладает сакральным смыслом в буддийской философии. Его используют в Монголии, Тибете, Бурятии, Туве как идеальный подарок или как предмет обряда. Он являет собой символ мира, добрых намерений, сострадания, пожелания счастья и процветания. Этимология слова восходит к тибетскому языку. «Тэнгери» – так звучит оно по-тибетски и означает «небо». Существует одна легенда, которая объясняет происхождение и символику хадаков.
Люди обращались к небесам с молитвами. Будды, божества, боддхисаттвы услышали просьбы и спустились с небес, горных пиков на землю, сияя красками пяти цветов. Они олицетворяли стихии: землю, воду, огонь, ветер и пространство. Часто на ткани изображаются божества или слова на тибетском языке.
В дни празднования Белого месяц месяца хадаки 5 цветов (синий, желтый, зеленый, белый, и красный). Преподносятся на домашний алтарь, затем хадаки убираются и хранятся на алтаре. Ни в коем случае нельзя выбрасывать хадак вместе с мусором, это равнозначно осквернению жизненной энергии человека. Потому хадак хранили дома на алтаре или в других местах повыше, чтобы ненароком не уронить и не затоптать.
Можно выделить два вида излюбленных узора: алхаа хээ – так называемый «узел счастья», или молоточный узор, и найман тахил, олицетворяющий главные буддистские символы счастья.
Правило преподношения хадака.
Мало подарить хадак – надо преподнести его правильно. Он подается обязательно только обеими ладонями, большие пальцы рук поддерживают верхнюю часть. Материя должна быть чистой, разглаженной, сложенной в два ровных слоя. Ее нужно держать внешней открытой стороной к поздравляемому.
Не менее важно принять драгоценный дар правильно: обеими ладонями, с легким поклоном и касанием лбом ткани. Подаренную вещь нужно убрать за пазуху, предварительно аккуратно сложив.
Раньше люди использовали хадак для лечения различных болезней. Еще использовались при температуре или, когда у только что родившей женщины опухала грудь. Тело обматывалось хадаком и болезнь отступала. Также хадак является знаком примирения. И эта традиция пришла к нам издавна. В древние монгольские племена, заключая мир во время междоусобных столкновений, выходили навстречу друг к другу с многометровыми хадаками, обмениваясь ими в знак примирения.
Совершая приношение и привязывая хадак, люди надеются, что их желания, мольбы осуществятся. Считается, что когда ветер колышет хадак, то тот, кто повесил ленту, посылает свои молитвы небесам, даже если он в это время занят другими делами. К тооно новой юрты тоже прикреплялся хадак, иногда с монетой.
Хадак это универсальный дар. Он может быть преподнесен по любому хорошему случаю, такому как свадьба, рождение ребенка, встреча гостей и т.д.
Хадаки любят порядок. Считается, что человек, умеющий в чистоте держать их также умеет копить и умножать деньги. Аккуратные люди держат их на алтаре, рядом со священными предметами, подальше от мусора, пыли. С давних пор существует обычай хранить хадаки как добрый знак благополучия. У человека, который умеет хранить хадаки, деньги держатся и множатся.
Хадак символизирует уважение, дружбу, пожелание счастья и мира, вручается гостям или хозяину в знак глубокого уважения, дружбы и мира. И он является символической вершиной духовного и материального богатства нашего народа.