(1709 — 1762 гг.) младшая дочь Петра I и Екатерины I сыграла важную роль в истории российского буддизма, своим Высочайшим Указом 1741 года официально признав буддизм – «ламайскую веру», как одну из религий Российской империи. С этого года ведется отсчет истории буддизма как государственной религии России.
Этот Указ императрица издала в тот же год, как она обрела свой высочайший статус в государстве и была коронована.
В 1741 году первый бурятский ученый монах, получивший полное классическое буддийское образование в Тибете — Дамба-Даржай Заяев, смог добиться аудиенции императрицы Елизаветы Петровны, которая благосклонно отнеслась к его просьбе разрешить сводобно распространять буддизм среди бурятских племен. Лама Заяев приложил немало усилий для распространения буддизма среди бурят, постепенно добиваясь разрешения на легальную деятельность дацанов у российских властей. В том же году Елизавета Петровна узаконила 10 имевшихся дацанов и 150 лам и хувараков, находившихся при них. Это был первый важный шаг на пути признания буддизма в России.
Согласно Высшему Указу буддийским ламам разрешалось проповедовать на территории Российской империи свое учение, обучать буддизму местных кочевников. На территории республики Бурятии, Забайкальского края утверждалось 11 дацанов и 150 штатных лам. При дацанах со временем были открыты школы, печатались книги. Все ламы, из Монголии и Тибета, пожелавшие приехать в Россию, приводились к присяге на верноподданство империи. Указом императрицы лица, имевшие официальный статус лам, освобождались от уплаты налогов. 5 марта 1741 г с разрешения коллегии иностранных дел Хилгантуйский, или иначе Цонгольский дацан был установлен «главной за Байкалом кумирней». С этого момента в Забайкалье формируется единая буддийская религиозная организация с самостоятельным управлением и собственной духовной властью.
В настоящее время двух российских императриц — Елизавету Петровну и Екатерину II — за их вклад в укоренение буддизма в России почитают как воплощения Белой Тары.
Указ Елизаветы Петровны создал первый прецедент легализации буддизма в России.
Впоследствии, при Екатерине Великой российским правительством был учрежден титул Пандито Хамбо ламы, заложивший начало иерархической системы бурятского буддийского духовенства — института Пандито Хамбо лам. 22 июня 1764 года за №610 по ходатайству нойонов селенгинских родов вышел указ Пограничной канцелярии об утверждении Дамба Даржа Заяева в должности «Главного Пандито Хамбо ламы всех буддистов, обитающих на южной стороне Байкала».
В XIX веке (с 1809 — 1930-е гг) резиденцию иерархов бурятского буддизма — Пандито-хамбо лам перенесли в Гусиноозерский (Тамчинский) дацан. Поэтому его еще называют Хамбинский дацан.
К 1916 году в Республике Бурятия насчитывалось уже 36 дацанов и было свыше 16 тысяч лам.
Елизавета Петровна
Екатерина II