8 января — «День детского кино»

8 января — «День детского кино»

Этот день был учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы по инициативе Московского детского фонда в связи со столетием первого показа кино для детей.

В конце 1890-х годов Москве, в нынешнем ГУМе, а в то время бывших Верхних торговых рядах, открывается первый стационарный «Электрический театр». В нем идут развлекающие почтенную публику фильмы «Дети пляшут», «Дети плачут», «Игра в мяч», «Конно-железная дорога в Москве» и естественно политико-воспитательные картины — хронику из жизни царской фамилии.

И вот, 8 января 1898 года в нем прошел первый в России показ программы для детей, которая так понравилась зрителям, что стала регулярной. 123 года отделяют нас от выхода на экраны первых лент снятых в России специально для детей.

Из истории детского кино 

 Ну и, конечно, кого стоит в этот день вспомнить, так это Александра Артуровича Роу, которого справедливо называют первым и великим киносказочником нашей страны.

Александр Роу

Сказки Александра Роу традиционны для России, как матрешки или березки. Мог ли когда-то ирландец Артур Говард Роу, приехавший в Россию и женившийся на гречанке, мечтать о том, что его сын прославит ирландскую фамилию на весь Советский Союз, да и, пожалуй, на весь мир.

Александр Роу поставил более 20 экранизированных детских фильмов-сказок на тему русских народных сказок, среди них «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», «Марья-искусница», «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога». Другим направлением его творчества была экранизация классических сказочных произведений русской и мировой литературы – «Конёк-Горбунок», «Майская ночь, или Утопленница», «Новые похождения Кота в сапогах», «Вечера на хуторе близ Диканьки», современных литературных сказок («Королевство Кривых Зеркал»). Совместно с Р. Захаровым Александр Роу поставил фильм-балет «Хрустальный башмачок».

Все фильмы-сказки Александра Роу очень добрые, родные, какие-то уютные. Именно такими представляли мы себе героев русских народных сказок, когда читали в детстве с упоением о Кощее, бедной Настеньке, о Василисе Прекрасной. У Александра Роу был уникальный талант, дар, который в современном кинематографе редко у кого попадается – он мог чувствовать сказку, переносить ее на экран очень осторожно, как нечто хрупкое, стараясь не разрушить сказочного волшебного очарования.

Георгий Милляр

У него был талант к подбору актеров на роли сказочных героев. Чего стоит только Георгий Милляр, сыгравший во всех сказках Роу – где Кощея Бессмертного, где – бабу Ягу… Человек редкого дара перевоплощения, Георгий Милляр стал одной из составляющих волшебства изобразительной кинематографии в сказках Роу.

 

Мастерство режиссера Роу, создателя жанра киносказки, признано во всем мире. Даже Стивен Спилберг воздает дань его волшебным сказкам и уверяет, что фильм «Морозко» был предтечей многих киношедевров Голливуда.

Бывали случаи, что чуть ли не весь класс сбегал с урока в близлежащий кинозал, чтобы за 10 копеек посмотреть новую серию «Ну, погоди!», «Бременских музыкантов» или «Айболит 66». Выбор детских фильмов был намного больше, чем сегодняшних однодневных блокбастеров на которые никто не пойдет во второй раз.

Во многих дворах советского времени дети сбегались к телевизору, чтобы посмотреть очередной выпуск «В гостях у сказки». На протяжении многих лет у людей разных поколений остаются любимыми такие старые, добрые, детские фильмы как «Красная шапочка», «Золушка», «Приключения Буратино», «Снежная королева», «Приключения Электроника» и многие другие.

Этот праздник не просто повод вспомнить о заслугах таких мэтров детского кинематографа как Александр Роу и других режиссеров, но и праздник для всех современных деятелей киноискусства, снимающих фильмы для детей, а также для юных поклонников кино и, конечно, для их родителей.

Для нас эти фильмы с детства были надежными проводниками в удивительный мир киноискусства, в мир, где добро всегда побеждает зло, и справедливость рано или поздно торжествует.

Сегодня важно, чтобы и наши дети смотрели правильные фильмы и кинопрограммы, и не имеет значения, какими они будут – старыми или современными, главное, чтобы в основу этих киноработ легли важнейшие в жизни каждого человека ценности, такие как семья и дружба, взаимовыручка, честность и милосердие.

Дата публикации: 08.01.2021
В новости