Наш выдающийся земляк, профессор Гомбожаб Цыбиков, вернувшись из своего триумфального путешествия, издает книгу «Буддист паломник у святынь Тибета». Правда, книга увидела свет лишь в 1919 году, хотя он вернулся из путешествия в 1902 году. В начале книги Г.Цыбиков пишет свою автобиографическую заметку. Текст заметки приводим в современной стилистике, исключив твердые знаки и другие правила правописания тех времен. Но вы имеете возможность видеть оттиск тех страниц в фотографиях.
Г.Цыбиков пишет: «Я, Гонбочжаб Цэбекович Цыбиков, родился в местности Урда-Ага Забайкальской области, Читинскаго уезда в апреле 1873 года. Отец мой, бурят кубдутского рода бывшей Агинской стенной Думы, ныне Агинской инородческой волости. Цэбек Монтуев в годы юности хотел посвятить себя в духовное званиe, но был удержан от этого своими родителями, ярыми шаманистами. Несмотря на это, он научился самоучкой монгольской и тибетской письменностям, что позволило ему впоследствии быть избираемым на некоторые общественные должности.
Он рассказывал, что, будучи удержан родителями от учения, он дал себе обещание, если только у него будут сыновья, во что бы то ни стало отдать их в учение, одного в светское, а другого в духовное. Смерть двух его старших сыновей в раннем детстве еще более укрепила в нем эго желание. Лишь только мне минуло 5 лет и когда я, по природному недостатку, еще плохо выговаривал многие слова, он сам стал обучать меня монгольской грамоте, а через два года, в 1880 году, отвез меня в приходское училище при Думе, где преподавали русский и монгольский языки. Однако, первый год я пробыл в училище только полмесяца (с перерывом в 5 месяцев). За это время учителя не указали мне ни одной буквы.
Более правильно мое учение началось со второго года. Через два года, в 1853 году умерла моя мать. Тогда у отца еще болеe закрепилось желание держать меня как можно больше в училище, чтобы я не подвергался обидам мачехи.
Скоро этому представился очень удобный случай. Осенью в Чите была открыта гимназия, на которую Буряты сделали значительный пожертвования. В благодарность за это местная администрация задумала привлечь детей инородцев в эту гимназию. От агинских инородцев потребовали 4-х мальчиков. Буряты, еще не привыкшие к училищу с почти 10-летним курсом, не проявляли особого желания посылать детей. Потому, начальство охотно соглашалось принять желающих. Отец мой воспользовался предложением администрации и ради предупреждения конкурса повез меня еще в начале августа. Когда я явился к управлявшему гимназией инспектору К. О. Бирману, он, видя первого ученика из инородцев, охотно содействовал выполнению всех формальностей моим отцом, плохо говорившим по-русски, и часто прибегавшим к мимике. На произведенных в тот же день испытаниях меня нашли возможным поместить в старшее отделение приготовительного класса. Спустя неделю привезли других детей, но так как инспектор К. О. Бирман настоял на принятии меня первым, то приняли еще только троих, а четвертому было отказано в пpиeме на общественные средства. Учение продолжилось 9 лет и мне удалось быть первым бурятом, окончившим в 1893 году Читинскую гимназию. Окончил я с серебряной медалью, третьим по классу, потому что в 6 классе мое ycepдиe к знаниям значительно сократилось, и я уже не был первым. По окончании мною гимназии, педагогический совет постановил оказать мне содействие по продолжению образования и выдал прогоны и пocoбиe, чтобы доехать до Томска, где я поступил на медицинский факультет. Но, уступая желанию моих сородичей и родных я оставил этот факультет и, пропустив еще год, проведенный в Уpге, поступил в 1895 году в С-Петербургский университет на факультет восточных_языков. Здесь я провел четыре года и окончил его в 1899 году. IIocле этого почти три года провел в экспедиции Русского Географического Общества. Возвратившись, был назначен лектором монгольского языка в Восточном Институте во Владивостоке, в каковой должности состою и ныне».
Далее вашему вниманию предложим саму книгу «Буддист паломник из святынь Тибета» с читкой текста сотрудниками Агинского национального музея им. Г.Цыбикова. Это будет видеофайл из Ютуба. В случае блокировки этого канала, о чем уже говорят наши политики, продолжим работу в РуТубе, в Одноклассниках, ВКонтакте и Телеграм.
Подготовил Б.Д.Дугаржапов,
ведущий научный сотрудник ГУК АНМ